— прекрасное время, когда можно забыть о хлопотах и повеселится. А православные христиане в 2016 году, помимо общегосударственных торжеств, готовятся и к религиозным датам.

Какие памятные даты отмечаются по церковному календарю и что они означают?

В православном календаре с праздничными днями на 2016 год первыми по главенству идут Рождество и Пасха, далее Двунадесятые праздники – 12 знаменательных чисел, расположенных по старшинству после Рождества и Воскресения Христа.

Православный календарь постов с праздничными днями




Непереходящие праздники:

14.01 — Обрезание Господне (великий)

15.02 — Сретение Господне (двунадесятый)

21.05 — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

22.05 — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

07.07 — Рождество Иоанна Предтечи (великий)

12.12 — Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)

19.08 — Преображение Господне (двунадесятый)

28.08 — Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)

11.09 — Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)

21.09 — Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)

27.09 — Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)

09.10 — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова

14.10 — Покров Пресвятой Богородицы (великий)

04.12 — Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)

19.12 — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Переходящие праздники:

07.02 — Собор новомучеников и исповедников Российских

14.02 — Неделя о Закхее-мытаре

21.02 — Неделя о мытаре и фарисее

28.02 — Неделя о блудном сыне

06.03 — Неделя о Страшном Суде

07.03 — Седмица сырная

13.03 — Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

20.03 — Торжество Православия

27.03 — Неделя 2-я Великого поста, свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского

03.04 — Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

10.04 — Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

17.04 — Неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской

23.04 — Лазарева суббота (суббота 6-й седмицы Великого поста)

24.04 — Вход Господень в Иерусалим (двунадесятый)

25.04 — Великий Понедельник

26.04 — Великий Вторник

27.04 — Великая Среда

28.04 — Великий Четверг. Тайная Вечеря

29.04 — Великая Пятница. Распятие Христа

30.04 — Великая Суббота. Сошествие Христа во ад

08.05 — Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха). Воспоминание уверения ап. Фомы

15.05 — Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

22.05 — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

29.05 — Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

05.06 — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

09.06 — Вознесение Господне (40-й день по Пасхе, двунадесятый)

12.06 — Неделя 7-я по Пасхе, свв. отцев I Вселенского Собора

20.06 — День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице)

26.06 — Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых

03.07 — Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших

:

05.03 — Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)

26.03 — Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста

02.04 — Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста

09.04 — Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста

18.06 — Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)

09.05 — Поминовение усопших воинов

Зимние праздники

В первый месяц зимы празднуется Введение в храм Пресвятой Богородицы (4 дек), а новый год начинается у православных с Рождества Христова (7 янв по н.с.) Это один из основных праздников в христианском мире. Красота и торжественность отличают начало нового года. В память о евангельском древе наряжают елки, украшают свечами. Строгий пост, то есть абсолютное воздержание от еды, соблюдается в Канун Рождества. Постятся православные до «первой звезды». Звезда, которая этой ночью первой зажжется на небе, напоминает о звезде, возвестившей о рождении Спасителя в Вифлееме.

19 января чествуют Крещение Христа в водах Иордана. Хоть Иоанн отказывался крестить Спасителя, так как был убежден, что простой смертный недостоин такой чести. Однако Христос не стал ставить себя выше остальных людей и смиренно прошел обряд вместе с остальными людьми. Последний зимний праздник по церковному календарю Сретение Господне (15 февр.)

Весенние даты

В марте и апреле христиане соблюдают Великий пост, а 7 апреля отмечают Благовещенье Пресвятой Богородицы . В том же месяце идет Вход Господен в Иерусалим (26 апр.) Этот Великий праздник также называется Вербное Воскресение. Также это дата окончания Великого поста.

Пасха. Светлое Христово Воскресенье (1 мая)

Пасха – это день Воскресения из мертвых, самая суть христианства. В еврейском календаре Пасха символизирует освобождение от рабства в Египте, а для христиан это освобождение от рабства смерти. Пасха напоминает о Царствии Небесном для всех праведников.

Православные праздники летом

В теплой половине 2016 года отмечается Вознесение Господне (9 июня). Следом идет День Святой Троицы. Пятидесятница (19 июня) В Троицу празднуется десятый день вознесения Иисуса на небеса, и пятидесятый после Воскресения Христова. По преданию, Святой Дух явился апостолам и благословил их распространять учение Христа по всему миру. Троица символизирует начало становления Царства Божия на Земле.

В разгар лета будет Рождество Иоанна Предтечи (7 июля) и День Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля). 19 августа день Преображения Господня , а завершает летние торжества Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.)

Осень в православном календаре

Осень — пора сбора урожая и завершающий этап года. Первая дата и одновременно пост — Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сент.) 21 сентября идет Рождество Пресвятой Богородицы , а 27 — Воздвижение Креста Господня . После распятия Спасителя на протяжении нескольких десятилетий императоры Рима предпринимали попытки уничтожить даже память о Воскресении. Поэтому крест на Голгофе был засыпан землей, а на месте распятия Христа было воздано языческое капище. Но позже император Константин, принявший христианство приказал снести капище, отыскать и сохранить крест, на котором был распят Иисус. В память об этих событиях и возник День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Последняя осенняя дата христиан Покров Пресвятой Богородицы (14 окт.)
Этот день символизирует покровительство Богородицы над всеми верующими. Дарит веру в то, что молитва и покров Божьей Матери простирается над всеми людьми. Призван дарить надежду на спасение всем, кто обращается к Богу, независимо от местоположения человека и обстоятельств, окружающих его.

Как неразрушимую крепость нам даровавший, Христе Боже, по их молитвам разрушь замыслы язычников, Церковь Святую укрепи, так как Ты единственно Благой и Человеколюбивый.

Тро́ичная благода́ть все́льшися в честна́я сердца́ ва́ша,/ преблаже́ннии Ки́ре и Иоа́нне,/ на ду́хи нечи́стыя стра́шни прогони́телие яви́стеся./ И не то́чию явле́нным, но та́йным неду́гом вра́чеве бы́сте,/ тем же, дерзнове́ние иму́ще к Человеколю́бцу Бо́гу,// непреста́нною моли́твою душе́вныя на́ша стра́сти исцели́те.

Перевод: Троической , поселившейся в драгоценных сердцах ваших, преблаженные Кир и Иоанн, нечистых духов вы стали изгонять. И не только явные, но и тайные болезни врачевали, потому, имея к Человеколюбцу Богу, постоянной молитвой душевные наши исцелите.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Святи́и сла́внии Ки́ре и Иоа́нне,/ бессре́бреницы, му́ченицы и чудотво́рцы,/ милосе́рдием свои́м, я́ко стено́ю необори́мою, нас огради́те от всех бед/ и от враго́в ви́димых и неви́димых сохрани́те// непреста́нною ва́шею моли́твою ко Го́споду.

Перевод: Святые прославляемые Кир и Иоанн, мученики и чудотворцы, милосердием своим, как стеной нерушимой, нас оградите от всех бед и от врагов видимых и невидимых сохраните постоянной молитвой вашей ко Господу.

Ин тропарь бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 5

Прему́дрии вселе́нней вра́чеве,/ Ки́ре и Иоа́нне,/ от Бо́га прия́сте власть цели́ти неду́ги душе́вныя,/ вку́пе же и теле́сныя,/ и ны́не моли́теся/ сохрани́ти град и лю́ди от одержа́щих зол// и спасти́ моли́твами ва́шими ду́ши на́ша.

Перевод: Премудрые вселенские врачи, Кир и Иоанн, от Бога получившие власть исцелять болезни душевные, с ними же и телесные, и сейчас молитесь сохранить город и людей от объявших бедствий и спасти по молитвам вашим души наши.

Кондак бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 3

От Боже́ственныя благода́ти дар чуде́с прие́мше, святи́и,/ чудоде́йствуете, непреста́нно,/ вся на́ша стра́сти рукоде́йством секу́ще неви́димым,/ Ки́ре Богому́дре со Иоа́нном сла́вным:// вы бо боже́ственнии вра́чеве есте́.

Перевод: От Божественной благодати дар чудес приняв, святые, вы чудодействуете непрестанно, все наши страсти отсекая врачеванием невидимым, Кир Богомудрый с Иоанном славным: ибо вы - Божественные врачи.

Ин кондак бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, глас 6

Вели́кое врачевство́ вселе́нней,/ супряже́ние Христо́во возлю́бленное,/ свети́льники сия́ющия, зарю́ исцеле́ний,/ воспое́м, ве́рнии, велегла́сно,/ внутрь це́ркве им вопию́ще:/ Ки́ре и Иоа́нне,/ пода́тели чудесе́м, вра́чеве неду́жным,// освяща́ете вся стра́ны.

Перевод: Великое лекарство для вселенной, союз Христов возлюбленный, светильники, воссиявшие зарею исцелений, в молитвах воспоем, верующие, громогласно, в Церкви к ним взывая: «Кир и Иоанн, податели чудес, врачи больных, вы освящаете все стороны света».

Молитва бессребреникам мученикам Киру и Иоанну

О, святи́и уго́дницы Бо́жии, му́ченицы и безсре́бреницы Ки́ре и Иоа́нне! По́двигом до́брым подвиза́вшася на земли́, восприя́ли еста́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й ваш о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства ва́шего и чтим святу́ю па́мять ва́шу. Вы же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́те моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́те, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством ва́шим, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам

Тропарь преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, глас 4

Ева́нгелия Христо́ва и́стиннии послу́шницы/ яви́стеся, преподо́бнии,/ мир и вся я́же в нем, я́ко не су́щая,/ преоби́девше любве́ ра́ди Христо́вы/ и в морски́й о́стров всели́стеся,/ и трудолю́бно в нем проти́ву ко́зней неви́димых враго́в подвиза́стеся,/ посто́м, бде́нием же и всено́щным стоя́нием/ пло́ти своя́ ду́ху му́дру повину́ли есте́./ Сего́ ра́ди от Вседержи́тельныя десни́цы досто́йныя венцы́ прия́ли есте́./ И ны́не Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́теся, всеблаже́ннии отцы́, Се́ргие и Ге́рмане,/ сохрани́тися в ми́ре оте́честву на́шему// и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Евангелия Христова настоящие послушники явились, мир и все, что в нем, как несущественное, презрели ради любви Христовой, и поселились на морском острове, и трудолюбиво на нем против козней невидимых врагов, постом, же и всенощным стоянием вы благоразумно подчинили свою духу. Потому из правой руки Вседержителя получили достойные венцы и сейчас, предстоя , молитесь, всеблаженные отцы Сергий и Герман, о сохранении в мире Отечества нашего и о спасении наших душ.

Ин тропарь преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, глас 1

От мирски́я молвы́ бе́гающе,/ безмо́лвия и благоче́стия рачи́тели,/ в ти́хое приста́нище Валаа́ма/ от восто́ка приидо́сте/ и в нем, ева́нгельски Христу́ доброде́тельми после́довавше,/ на верх соверше́нства востекли́ есте́./ И ны́не в торжестве́ преми́рнем богозре́нием наслажда́ющеся,/ всеблаже́ннии отцы́ Се́ргие и Ге́рмане,/ Человеколю́бца Бо́га моли́те,// е́же спасти́ всех нас, благоче́стно вас почита́ющих.

Перевод: Мирской суеты избегая, любители безмолвия и , вы пришли с востока в тихое пристанище Валаама, и в нем, по Евангелию последовав Христу , поднялись на верх совершенства, и сейчас в торжестве надмирном созерцанием Бога наслаждаясь, всеблаженные отцы Сергий и Герман, Человеколюбца Бога молите, чтобы Он спас всех нас, благоговейно вас почитающих.

Кондак преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, глас 4

От мирска́го жития́ изше́дше,/ отверже́нием ми́ра Христу́ после́довасте,/ и достиго́сте вели́каго Не́ва е́зера,/ и, в нем на о́строве Валаа́ме все́льшеся,/ равноа́нгельное житие́ пожи́ли есте́,/ отону́дуже, веселя́щеся, прешли́ есте́ к Небе́сным черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́ще,/ помина́йте нас, чад свои́х,/ я́же собра́ли есте́, богому́дрии,/ да ра́достно от души́ вопие́м:// ра́дуйтеся, Се́ргие и Ге́рмане, отцы́ преблаже́ннии.

Перевод: От мирской жизни удалившись, отвержением мира вы последовали за Христом и достигли великого озера Нево (Ладожское), и, в нем на острове Валаам поселившись, прожили жизнь подобную ангельской, откуда, радуясь, перешли к Небесным чертогам. И сейчас с Ангелами предстоя, вспоминайте нас, чад своих, которых собрали вы, Богомудрые, да радостно от души взываем: «Радуйтесь, Сергий и Герман, отцы преблаженные».

Молитва преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам

О, вели́ции отцы́ на́ши, Христо́вы уго́дницы и те́плии предста́тели ко Спа́су о душа́х на́ших, Се́ргие и Ге́рмане! Вы бо в неду́зех цели́тели яви́стеся, по мо́рю пла́вающим ко́рмчии, и утопа́ющим благонаде́жное избав-ле́ние, и от вся́каго смертоно́снаго наше́ствия храни́тели, па́че же от духо́в нечи́стых свобожде́ние и вся́ких наве́тов, проти́ву нас содержи́мых, очище́ние и по́мощь. О, преблаже́ннии отцы́ и чудотво́рцы пресла́внии, Се́ргие и Ге́рмане, моли́теся ко Влады́це Христу́ о нас, гре́шных, я́ко да ва́шими моли́твами сподо́бимся в день Су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Бо́жии во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам

О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Се́ргие и Ге́рмане! С ве́рою и любо́вию припа́даюше к святе́й ико́не ва́шей, умиле́нно мо́лим вас: не забу́дите нас, недосто́йных и гре́шных (имена) , но предста́тельством ва́шим огради́те нас от злых ко́зней вра́жиих: утоли́те возста́ние страсте́й: укрепи́те не́мощь на́шу в духо́вных бра́нех и по́двизех, предлежа́щих нам: отжени́те вся́кое уны́ние и печа́ль грехо́вную от серде́ц на́ших, и Небе́сное утеше́ние низпосли́те нам во труде́х и ско́рбех на́ших. В стра́шный же час сме́ртный предста́ните всем нам, я́ко же блази́и хода́таи и те́мных зра́ков де́монских прогони́телие: да в ми́ре и покая́нии сконча́вше земно́е по́прище на́ше, дости́гнем и ве́чных благ наслажде́ния, и ку́пно с ва́ми да воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Преподобному Ксенофонту Робейскому

Тропарь преподобному Ксенофонту Робейскому, глас 4

Пусты́ни яви́лся еcи́ до́брое прозябе́ние,/ о́тче преподо́бне,/ от ю́ности бо чи́стое житие́ изво́лил еcи́,/ духо́вному учи́телю после́дуя,/ и, того́ уче́нием ум твой к Небе́сным впери́в,/ в пусты́ню всели́лся еси́,/ и в ней оби́тель созда́л еси́,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́,/ Вели́кому же Но́вуграду похвала́ и утвержде́ние,/ те́мже и Христо́с, я́ко пресве́тла свети́льника,/ чудесы́ обогати́ и просла́ви тя./ Ксенофо́нте, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Ты стал прекрасным произрастанием пустыни, отче преподобный, ибо с юности ты предпочел чистую жизнь, духовному учителю последуя, и, его наставлением ум свой к Небесному устремив, поселился в пустыни и в ней создал монастырь, и для стада своего стал премудрым наставником, Великому же Новгороду честью и силой, потому и Христос, как преяркого светильника, обогатил тебя чудесами и прославил тебя, Ксенофонт, отче наш, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 4

Днесь всеми́pная pа́дость возсия́ нам ве́лия:/ даpова́ся святе́й Гоpе́ Афо́нстей/ цельбоно́сная Твоя́, Влады́чице Богоро́дице, ико́на,/ со изобpаже́нием тpичи́сленно и неpазде́льно пpечи́стых pук Твои́х,/ в пpославле́ние Святы́я Тpо́ицы,/ созыва́еши бо ве́pных и моля́щихся Тебе́ о сем позна́ти,/ я́ко двема́ Сы́на и Го́спода деpжи́ши,/ тpе́тию же яви́ на пpибе́жище и покpо́в чту́щих Тя,/ от вся́ких напа́стей и бед избавля́ти,/ да вси, пpитека́ющии к Тебе́ ве́pою пpие́млют неоску́дно от всех зол свобожде́ние,/ от вpаго́в защище́ние,/ сего́ pа́ди и мы вку́пе с Афо́ном вопие́м:// pа́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».

Днесь све́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ име́ющи в себе́, о Всеми́лостивейшая, всея́ тва́ри Честне́йшая,/ Засту́пнице на́ша Де́во Богоро́дице,/ честны́й о́браз Тво́й,/ и́мже подсо́лнечныя концы́ земли́ удивля́еши/ и мир ми́рови да́руеши,/ во о́браз бо Святы́я Тро́ицы явля́еши трие́ ру́це:/ двема́ у́бо Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, но́сиши,/ тре́тиею от напа́стей и бед/ ве́рно к Тебе́ прибега́ющих избавля́еши,/ и от потопле́ния изыма́еши,/ и всем поле́зная да́руеши,/ и преподо́бному Михаи́лу Малео́нскую го́ру показа́,/ и всех всегда́ ми́луеши,/ честно́ю ри́зою Свое́ю покрыва́еши жи́тельство сие́/ и вся гра́ды и страны́ на́ша, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Обра́дованная.

Перевод: Сегодня радостно торжествует царствующий город Москва, имея у себя, о Всемилостивейшая, превыше всего творения Почитаемая, Защитница наша Дева Богородица, священный образ Твой, им же удивляешь все концы вселенной и даруешь мир всему миру, ибо по образу Святой Троицы являешь три руки: двумя Сына своего, Христа Бога нашего носишь, третьей - от напастей и бед с верой к тебе обращающихся избавляешь, и от потопа спасаешь, и всем полезное даруешь, и Малеонскую гору показала, и всем всегда оказываешь милость, драгоценной ризой Своей покрывая государство это и все города и села наши, да взываем к Тебе: «Радуйся, Обрадованная».

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 4

Я́ко звезда́ светозаря́ющая,/ из Се́рбии на Афо́н чуде́сно прии́де/ всечестна́я ико́на Твоя́ Троеру́чица,/ ю́же оби́тель Хиланда́рская благогове́йно восприе́мши,/ я́ко Боже́ственный дар свы́ше,/ прославля́ет Тя, Влады́чицу,/ и уми́льно вопие́т:/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,// но пребу́ди с на́ми во ве́ки.

Перевод: Как светозарная звезда из Сербии на Афон чудесно прибыла почитаемая всеми икона Твоя Троеручица, ее же монастырь Хиландар с благоговением приняв, как Божественный дар свыше, прославляет Тебя, Владычицу, и в сокрушении сердечном взывает: «Не удали милость Твою от нас, но пребудь с нами во веки».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 8

Днесь весе́лое наста́ ны́не Твое́ торжество́, Богома́ти Пречи́стая,/ вси́ ве́рнии испо́лнишася ра́дости и весе́лия,/ я́ко сподо́бльшеся изря́дно воспе́ти/ преди́вное явле́ние честна́го о́браза Твоего́/ и ро́ждшагося из Тебе́ Младе́нца, и́стинна же Бо́га,/ Его́же двема́ рука́ма объе́млеши,/ и тре́тиею от напа́стей и бед нас изыма́еши,// и избавля́еши от всех зол и обстоя́ний.

Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица», глас 3

Де́ва днесь благоволе́ние к нам явля́ет,/ Гора́ же Афо́н благодаре́ние Ей прино́сит,/ А́нгели и и́ноцы славосло́вят,/ Троеру́чица из Се́рбии чуде́сно путеше́ствует:/ нас бо ра́ди прии́де// и всели́ся во святу́ю оби́тель Хиланда́рскую.

Перевод: Дева сегодня расположение к нам проявляет, гора же Афон благодарение Ей приносит, Ангелы и монахи в молитвах Ее прославляют, Троеручица из Сербии чудесно путешествует, ибо нас ради она пришла и поселилась во святой обители Хиландар.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную - наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Троеручица»

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Де́во, Богоро́дице Мари́е! Припа́даем и покланя́емся Тебе́ пред свято́ю ико́ною Твое́ю, воспомина́юще пресла́вное чу́до Твое́, исцеле́нием усе́ченныя десни́цы преподо́бнаго Иоа́нна Дамаски́на, от ико́ны сей явле́нное, его́же зна́мение доны́не ви́димо есть на ней, во о́бразе тре́тия руки́, ко изображе́нию Твоему́ приложе́нныя. Мо́лимся Ти и про́сим Тя, Всеблагу́ю и Всеще́друю ро́да на́шего Засту́пницу: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и я́коже блаже́ннаго Иоа́нна, в ско́рби и боле́зни к Тебе́ возопи́вшаго, услы́шала еси́, та́ко и нас не пре́зри, скорбя́щих и боле́знующих ра́нами страсте́й многоразли́чных, не пре́зри, усе́рдно к Тебе́ от души́ сокруше́нныя прибега́ющих. Ты зри́ши, Госпоже́ Всеми́лостивая, не́мощи на́ша, озлобле́ние на́ше, нужду́, во Твое́й по́мощи потре́бу, я́ко отвсю́ду врази́ окружа́ют нас, и несть помога́ющего, ниже́ заступа́ющаго, а́ще не Ты умилосе́рдишися о нас, Влады́чице. Ей, мо́лим Ти ся, вонми́ гла́су боле́зненному на́шему и помози́ нам святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти, покая́ние и́стинное о гресе́х на́ших всегда́ Бо́гу приноси́ти и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Его́же умоли́ за нас ма́тернею моли́твою Твое́ю, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да поми́лует нас по вели́цей и неизрече́нной ми́лости Свое́й. О, Всеблага́я! Услы́ши нас и не лиши́ нас по́мощи Твоея́ держа́вныя, да, Тобо́ю спасе́ние получи́вше, воспое́м и просла́вим Тя на земли́ живы́х и Ро́ждшагося от Тебе́ Искупи́теля на́шего, Го́спода Иису́са Христ́а, Ему́же подоба́ет сла́ва и держа́ва, честь и поклоне́ние, ку́пно со Отце́м и Святы́м Ду́хом, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Православный календарь содержит два годичных круга событий: , все даты которого твёрдо установлены в , и , все события которого установлены относительно дня празднования .

День Пасхи вычисляется по (Александрийской ) и празднуется одновременно всеми Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются , который в XX-XXI веках на 13 дней отличается . Так, начало церковного года (), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают . Так, празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Календарь на вашем сайте

Введите желаемую ширину и высоту встраиваемого фрейма (по умолчанию даны размеры 950px и 700px, которые позволят разместить календарь без горизонтальных и вертикальных полос прокрутки):

Православные календари являются одним из самых главных атрибутов жизни любого верующего человека. Именно с таким календарем церковь советует сверять планируемые в жизни события.

Заглядывать в календарь важно, чтобы не запланировать на день поста застолье с друзьями и не упустить важных дат, в которые лучше посвятить себя духовному очищению и мыслям о Боге. Кроме этого, большие христианские праздники являются великой радостью для религиозного человека, и их просто необходимо справлять, в соответствии с духом Веры и христианскими канонами.

Главные православные праздники в 2016 году

Их 12, и 9 из них называются непереходящими. Это значит, что их дата празднования не зависит от Пасхи и остается неизменной из года в год.

  • 7 января православные христиане отмечают Великое Рождество Христово .
  • 19 января весь христианский мир справляет Крещение нашего Спасителя.
  • 15 февраля, в середине месяца, празднуется Сретение , встреча Христа и праведным старцем из Иерусалима, Симеоном.
  • 4 марта справляют Благовещение — день благой вести Деве Марии о ее будущем предназначении.
  • 19 августа во всех церквях справляют Преображение Господне .
  • 28 августа — Успение Богородицы, в этот день празднуют ее воссоединение с Небесами.
  • 21 сентября на свет появилась Дева Мария; в эту дату отмечают ее Рождество Богородицы .
  • 27 сентября — Воздвижение Креста Господня , в честь основания на Голгофе Храма Воскресения.
  • 4 декабря — Введение во Храм , праздник первого восшествия Богородицы в еще юном возрасте по ступеням в Иерусалимский Храм.
  • Помимо этих дат, есть еще три, переходящие, в которые тоже отмечаются церковные праздники:

    • 24 апреля — Вербное Воскресенье, праздник восшествия Господа в Иерусалим.
    • 9 июня — Вознесение Господне, отмечается спустя 40 дней после Пасхи.
    • 19 июня — Троица, схождение Святого Духа на апостолов.

    Пасха в 2016 году

    2016 год ознаменуется довольно поздним празднованием Пасхи — 1 мая. В этот день во всех храмах состоятся службы в память о светлом Христовом Воскресении. Этот день служит напоминанием о Небесном Царствии и о бессмертии душ.

    Затем, со 2 по 8 мая протянется Пасхальная неделя. С Пасхи начинается новый христианский год и отсчет всех переходящих праздников и всех литургий, связанных с ними.

    Посты в 2016 году

    Православный календарь насчитывает 4 главных многодневных поста. С 28 ноября предыдущего, 2015 года, тянется главный, Рождественский пост . Его окончание придется на 6 января. Затем, 14 марта и продлится до 30 апреля Великий пост. Петров пост ведет отсчет с 27 июня до 11 июля. И последний, Успенский пост — с 14 по 27 августа.

    Также постными считаются все среды и пятницы, кроме тех, что выпадают на Святки и сплошные седьмицы. В 2016 году Святки продлятся с 7 по 17 января, а седьмицы — с 15 по 21 февраля (неделя Мытаря и Фарисея), с 7 по 13 марта (Сырная неделя, Масленица), со 2 по 8 мая (Пасхальная неделя) и с 20 по 26 мая (Троицкая седьмица).

    Постами сопровождаются день Крещенского сочельника 18 января, день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижение 27 сентября. И поскольку посты отличаются, бывая строгими и нестрогими, лучше готовиться к каждому из них отдельно, чтобы не только не съесть лишней еды — не это главное — а почитать духовную литературу к этому времени и стать чище душой и смиреннее — нравом.

    Помните о церковных праздниках и о важности молитв . Относитесь к вере с уважением, и в трудную минуту она выручит вас, не оставив в беде. И не забывайте нажимать на кнопки и

    09.12.2015 00:30

    4 декабря православный мир празднует Введение Богородицы во храм. Великий день предзнаменовал то, что Пресвятая...

Когда в 2016 году Пасха? Когда начинается Масленица и Великий пост? Даты всех православных праздников с кратким объяснением их смысла. А также: как узнать день своих именин и правила поста, история чудотворных икон и дни памяти наших Святых покровителей. Календарь "РГ" будет вашим верным помощником целый год.

28 ноября 2015 г. - 6 января 2016 г., среда. Рождественский пост. Сорокадневный пост установлен для подготовки к встрече Рождества Христова

31 декабря 2015 г., четверг - 6 января 2016 г., среда. Последняя неделя (по-церковнославянски "седмица") Рождественского поста. Самый строгий пост.

Январь

6 января, среда. Рождественский сочельник, или Навечерие (т.е. день накануне) Рождества Христова. Строгий пост. В сочельник едят только сочиво - пшеницу, отваренную с медом, приступают к еде после появления на небе первой звезды, которая напоминает о звезде, зажегшейся после рождения Богомладенца Иисуса в Вифлееме. В этот день принято исповедоваться, с тем чтобы внутренне подготовиться к встрече родившегося Христа.

7 января, четверг. Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии. Не только дома, но и Церкви украшаются вечнозелеными елками - в знак вечной жизни, которую даровал нам Христос. Звезды на елках - в память о звезде, которая зажглась в Вифлееме при рождении Христа и показала волхвам место Его рождения. А подарки мы дарим, уподобляясь волхвам, принесшим Младенцу Христу дары. Рождество Христово - повод для объединения всех поколений семьи. Память о совместном присутствие на ночном богослужении - всенощном бдении - проносят через всю жизнь.

7 января, четверг - 17 января, воскресенье. Святки (святые дни). Отменяется пост, не совершаются коленопреклонения, запрещено бракосочетание. Праздничные дни Святок посвящены радости по поводу Рождения Христа: люди ходят в гости, исполняя песнопения, прославляющие Христа, дарят подарки, помогают неимущим, выпускают раскаявшихся из тюрем. Церковь категорически против гаданий и прочих "бесчинств суеверия", оставшихся с языческих времен, "упорствующие в этом грехе" подлежали "извержению из лона церкви".

14 января, четверг. Праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, святого и составителя Божественной Литургии. Новый год по старому стилю. Новый год - временная межа, дающая человеку возможность обновления, поэтому в этот день священники советуют прийти в храм и попросить благословения на год.

18 января, понедельник. Крещенский сочельник, или Навечерие (т. е. день накануне) Богоявления. Строгий пост. В этот день, как и день Крещения, происходит Великое освящение воды. Святой водой окропляют дом. Освященная вода "имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею".

19 января, вторник. Крещение Господне, или Богоявление. Праздник в честь Крещения Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Креститель, узнав Христа среди множества людей, крестил Его в реке Иордан. Когда Иисус, крестившись, вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Божий "как голубь" ниспустился на Христа. И в это время Бог Отец гласом с неба возвестил, что Иисус - Сын Божий. Так миру были явлены все три ипостаси Бога - Бог Отец гласом с неба, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Отсюда название - Богоявление. Принимая Крещение, Христос подает нам пример и освящает водное естество. Считается, что на Крещение вся вода освящается, отсюда традиция купаться в этот день.

25 января, понедельник. Татьянин день. День памяти раннехристианской мученицы св. Татьяны (начало III в). Дочь римского консула и тайного христианина Татьяна отказалась от жизни знатной римлянки, выбрав служение Церкви. Была зверски замучена, так как в храме Аполлона не поклонилась языческому идолу и не отреклась от Христа. В 1755 г. граф Шувалов, в день именин своей матери - Татьяны Шуваловой подал императрице Елизавете Петровне прошение об основании Московского университета: "для общей Отечеству славы". Императрица не смогла отказать, указ был подписан. Со временем день памяти мученицы Татьяны стал праздником студенчества.

27 января, среда. День равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (336 г.) * .

Февраль

1 февраля, понедельник. День интронизации Святейшего патриарха Московского и всея России Кирилла.

6 февраля, суббота. Блаженной Ксении Петербургской (XVIIIв.), прославившейся подвигом юродства Христа ради. Молитвенница, провидица, блж. Ксения помогала страждующим, спасая своей святостью "град святого Петра". Не оставляет нас святая и сейчас.

15 февраля, понедельник. Сретенье Господне. "Сретение" значит "встреча". Мы вспоминаем, как на сороковой день после рождения Иисуса, Его принесли в храм, и там произошла встреча Богомладенца со старцем Симеоном. Симеон был переводчиком с древнееврейского на греческий. Когда он переводил пророка Исаию, то усомнился в том, что Дева может родить, и тут ему явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока своими глазами не увидит Христа. Жизнь старца Симеона стала бессрочным ожиданием, но однажды, придя по вдохновению в храм, он встретил там Младенца Иисуса. Сретение трактуют как встречу Нового и Ветхого Заветов. Отмечая Сретение, Церковь подчеркивает необходимость соблюдения ветхозаветной традиции, когда на сороковой день после рождения, ребенка приносили в храм. И на сороковой день женщине-роженице читают очистительную молитву, после чего она может приходить в церковь и причащаться. Сложилась традиция на Сретение поминать воинов, погибших в Афганистане.

Март

5 марта, суббота. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Суббота перед Масленицей посвящена поминанию усопших, причем за всю историю человечества - отсюда название "Вселенская". А "мясопустной", так как следом идет воскресение без мяса.

6 марта, воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном суде. На церковнославянском "неделя" - это воскресный день. А семидневный цикл называют "седмица". Неделя мясопустная - это воскресенье, когда по уставу заканчивают употребление мяса, в этот день на богослужениях вспоминают грядущий Страшный суд.

7 марта, понедельник - 13 марта, воскресенье. Масленица, или Сырная седмица. Во время Сырной недели не позволяется есть мясо, но можно яйца, молоко, масло и сыр (отсюда название), даже в среду и в пятницу. Делая первый шаг в ограничении, отказываясь от мяса, человек готовит себя к большему - к Великому посту.

13 марта, воскресенье. Прощеное воскресенье. Последний день перед постом, едят молочное и яйца. В Прощеное воскресенье во время богослужения совершается чин прощения - древний монастырский чин, когда монахи, перед тем как на время поста удалиться в пустынь, не зная, доживут ли они до праздника Воскресения Христова, прощались друг с другом. В Прощеное воскресенье Церковь дает возможность нам, не задевая нашу гордость, примириться с ближними, попросить у них прощения.

14 марта, понедельник - 30 апреля, суббота. Великий пост. Семинедельный, самый длинный из постов, готовит нас к Светлому Воскресению Христову, Пасхе, путем покаяния и углубления внутренней духовной жизни. Во время всех богослужений читается покаянная молитва Ефрема Сирина, а в первые четыре дня Великого поста - Великий канон св. Андрея Критского.

14 марта, понедельник. Чистый понедельник. Первый, самый строгий день Великого поста, в этот день принято полное воздержание от пищи.

Апрель

3 апреля, воскресенье. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонная неделя. Во время поста, мы распинаемся, подобно Христу, при этом "ощущаем горечь, унывая и изнемогая". Поэтому перед верующими предстает Крест Христов, "напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий". Накануне, в субботу в центр храма выносят Крест Господень, и он остается посреди храма до пятницы. Глядя на него, мы соизмеряем свой подвиг с подвигом Христа.

7 апреля, четверг. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вспоминают, как Архангел Гавриил принес Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил говорит, что будущего Богомладенца будет звать Иисус, что означает "Спаситель". Важен не только призыв Архангела Гавриила к Деве Марии, но и ее ответ: "Я Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему", то есть диалог Бога через Ангела с Божьей Матерью, и в Ее лице со всем человечеством, ведь Христос родился в человеческом роде. На Благовещение пост отменяется, никто не работает - "девица косу не плетет и птица гнезда не вьет".

23 апреля, суббота. Лазарева суббота. Церковь вспоминает событие воскрешения Христом праведного Лазаря.

24 апреля, воскресенье. Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье. Отмечают накануне Страстной седмицы (т. е. недели). За шесть дней до праздника ветхозаветной пасхи Иисус въезжает в Иерусалим, и горожане приветствуют Его пальмовыми ветвями и криками: "Осанна!" (т. е. "Спаси нас!"). Иисус избрал для входа в Иерусалим осла - символ мира на востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель, что "Царство Его не от мира сего". Но толпе нужны победы именно в земном мире, она ждет внешних чудес и побед. Не пройдет и пяти дней, как те, кто приветствовал Спасителя восторженными криками, будут требовать: "Распни Его!". Так торжественная встреча Христа жителями Иерусалима была предвестием Его грядущих страданий. В России нет пальм, поэтому в храм приносят ветки вербы - первой расцветающей весной. Вербу освящают в канун праздника на Всенощном бдении и потом хранят в доме весь год, как символ благословения жилища.

25 апреля, понедельник - 30 апреля, суббота. Страстная неделя. Неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, Распятие, крестную смерть, погребение. На церковнославянском слово "страсть" означает "страдание", отсюда название. Все дни Страстной седмицы получили название великие. Службы в эти дни особенно продолжительны, первые три дня Страстной недели во время богослужения прочитывается все Четвероевангелие.

28 апреля, четверг. Великий четверг, Чистый четверг. В храмах вспоминаются четыре события, произошедшие в этот день: Тайную вечерю, на которой Христос установил таинство Причащения (Евхаристии), омовение Иисусом ног Своим ученикам - в знак глубочайшей любви и смирения, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Так как в этот день было установлено Таинство Причащения, все стремятся в этот день причаститься. На вечернем богослужении читают двенадцать евангельских отрывков, рассказывающих о страданиях и крестной смерти Христа, и верующие в это время стоят с зажженными свечами. В Великий четверг есть народная традиция мыться до восхода солнца и после службы приводить в порядок дом - отсюда другое название: "Чистый четверг".

29 апреля, пятница. Страстная пятница. Вспоминают осуждение на смерть Христа, Его крестные страдания и смерть. Литургию в Великую пятницу не служат, так как в этот день Сам Иисус Христос принес Себя в жертву. Вечерняя служба начинается с 14:00, в час смерти Иисуса Христа. Во время вечерней службы из алтаря в центр храма переносится Плащаница - в память о снятии с Креста Тела Христова и Погребения Его. Плащаница будет находиться на середине храма в течение трех неполных дней, напоминая о трехдневном нахождении Христа во гробе. День самого строгого поста в году, до выноса Плащаницы не едят.

30 апреля, суббота. Великая суббота. Во время Литургии Василия Великого священнослужители переоблачаются из черных одежд в светлые, в знак победы Христа над смертью. К двенадцати часам ночи священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь, где она и будет оставаться до праздника Вознесения Господня, в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле после Воскресения из мертвых.

Май

Матрона Московская. Фото:Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Москвы.

1 мая, воскресенье. Светлое Христово Воскресение, Пасха, праздник, торжества победы жизни над смертью. Безгрешный, Иисус добровольно, из любви к нам, отдает Себя на страдание и Своим страданием искупает человеческий род от власти смерти. "Погребенный как человек, Он, как Бог, обезоруживает смерть", снизойдя в ад, Он выходит из Него, ибо в Нем не найдено никакой сродственности греху, а значит смерти. Но смерть побеждена Христом не только для Него Одного, она побеждена для всех нас. "Никто не страшись смерти, ибо освободила нас от нее смерть Спасителя!.. Воскрес Христос - и никто не мертв во гробе: ибо Христос, восстав из мертвых, стал Первенцем из умерших".

1 мая, воскресенье - 7 мая, суббота. Светлая неделя, пост отменяется. Во время всей седмицы в храмах не закрываются Царские врата (врата посредине иконостаса, ведущие к алтарю), символизируя то, что Христос пришел и открыл нам врата рая.

2 мая, понедельник. День памяти блаженной Матроны Московской (1952г.). Блаженная Матрона - молитвенница, "даром прозрения и исцеления" помогающая всем, с верой к ней притекающим.

6 мая, пятница. Вспоминают великомученика Георгия Победоносца (303 г.). Святой покровитель не только Москвы, но и Англии, Грузии. Воины считают его своим святым, а икона с изображением Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом.

8 мая, воскресенье. Фомино воскресенье. В храмах читается Евангелие о том, как один из двенадцати апостолов, Фома, сказал: "Пока не увижу на руках Иисуса следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, не поверю, что Христос Воскрес!". Укоризненный ответ Иисуса обращен не только к неверующему Фоме, но и к нам: "Блаженны (т. е. счастливы) не видевшие, но поверившие!". С Фомина воскресенья в Церкви начинают венчания (их не совершали с Великого поста).

10 мая, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Всю Светлую седмицу не положено поминать усопших, не совершаются и панихиды, не ходят на кладбище. Для этого установлен специальный день - Радоница, когда мы разделяем радость о Воскресении Христа и Его победе над смертью с нашими близкими, уже отошедшими в мир вечный.

22 мая, воскресенье. Никола летний. Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.

24 мая, вторник. Равноапостольных Мефодия (885 г.) и Кирилла (869 г.), первоучителей и просветителей славянских. Создателям церковнославянского языка, проповедникам молятся, если дети "не успевают в науках".

Июнь

9 июня, четверг. Вознесение Господне. На сороковой день после Пасхи Христос собрал Своих учеников, привел их на Елеонскую гору и вознесся на Небо. Вознесение Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив смерть, как страшное последствие греха, и тем самым дав человеку возможность воскреснуть, Он показал, что возможно и большее обожение человеческого тела. Своим Вознесением Христос вознес всю человеческую природу.

11 июня, суббота. День памяти святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского (1961 г.). Свт. Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, был и великим хирургом, спасшим тысячи жизней, не приступавшим к операции без молитвы, и несгибаемым исповедником Христа, проведшим в ссылке 11 лет. По молитвам святому продолжаются чудеса и исцеления. Его книги "Очерки гнойной хирургии" и "Дух, душа, тело" - классика медицины и богословия.

18 июня, суббота. Троицкая родительская суббота, поминовение усопших. Отмечают накануне Троицы, особо поминают людей, не получивших христианского погребения: пропавших без вести, погибших в водной пучине. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и для Бога все живы.

Тихвинская икона Божьей матери. Фото:Иконописная мастерская Свято-Троицкого

19 июня, воскресенье. День Святой Троицы, Пятидесятница. Посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христова (отсюда название "пятидесятница"). А Святой Троицей праздник называют потому, что именно сошествие Святого Духа явило людям триединство Бога: Бога Отца, Бога Сына и освящение мира Богом Духом Святым. После сошествия на апостолов Святого Духа ученики Христа получили дар говорить на разных языках, началась проповедь христианства всем народам. Поэтому Троица считается и днем рождения Христианской Церкви. К празднику украшают зеленью дома, люди приходят в храм с цветами - знак вечной жизни.

20 июня, понедельник. День Святого Духа или Духов день. Продолжение праздника Святой Троицы, посвященное третьей ипостаси Бога - Святому Духу. В неделю, начавшуюся Днем Святого Духа, отменяется посты.

27 июня, понедельник - 11 июля, понедельник. Петров пост. Установлен в честь учеников Христа Петра и Павла. Начинается со второго понедельника после Троицы и заканчивается в праздник святых апостолов Петра и Павла.

Июль

7 июля, четверг. Рождество Иоанна Предтечи - величайшего пророка, родившегося для того, чтобы узнать Христа среди тысяч других. Иоанн Креститель был гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом.

12 июля, вторник. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Об апостоле Петре Христос сказал, что на его вере Он созиждет Церковь Свою. Апостол Павел не видел Христа воочию во время Его земной жизни, Спаситель явился апостолу Павлу после Своего Вознесения на Небо. И ап. Петр, и ап. Павел оставили после себя послания и были величайшими проповедниками.

18 июля, понедельник. День памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422 г.).

21 июля, четверг. Вспоминают явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.)

Август

2 августа, вторник. Вспоминают пророка Илию (Ильин день). Илия - великий пророк, родившийся за 900 лет до РХ, обличитель идолопоклонства, особо чтим на Руси. Илие пророку молились во время засухи. Воздушно-десантные войска России считают пророка Илию своим покровителем.

9 августа, вторник. День памяти великомученика Пантелеймона (305 г.), покровителя больных и врачей.

14 августа, воскресенье. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, в народе - Первый Спас, первый из праздников августа, посвященных Спасителю, в этот день освящается мед.

14 августа, воскресенье - 27 августа, суббота. Успенский пост, установлен в честь Пресвятой Богородицы, так как Мать Спасителя, готовясь отойти в мир иной, две последние недели Своей земной жизни провела в посте и молитве. Строгий пост, во время которого нельзя есть даже рыбу.

19 августа, пятница. Преображение Господне, отмечают событие преображения Христа перед Его учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор, когда Христос впервые явил им Свою Божественную суть: "И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". В этот день освящаются плоды, в России до Преображения не ели яблоки и груши. Иное название - Яблочный Спас.

28 августа, воскресенье. Успение Пресвятой Богородицы. Успение (усыпание) Божьей Матери - это Ее переход из земной жизни в мир небесный. Когда на третий день после Ее Успения, апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. Телесно оставив мир, Богородица не умерла и ходатайствует за нас перед Своим Сыном.

29 августа, понедельник. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (944г), Третий Спас, "ореховый". Спас Нерукотворный - первая икона, данная нам Самим Господом.

Сентябрь

11 сентября, воскресенье. Усеконовение главы Иоанна Предтечи. Вспоминают подвиг Иоанна Предтечи, не побоявшегося обличать сильных мира сего. День строгого поста как выражения скорби.

14 сентября, среда. Церковное новолетие. Новый год по церковному календарю начинается с 1 сентября (ст. ст.), что по новому стилю 14 сентября.

21 сентября, среда. Рождество Пресвятой Богородицы. Родители Девы Марии были долго бездетны, но верили, что вопреки человеческому естеству Бог может даровать им ребенка. Они дали обет посвятить своего ребенка Господу. Их молитва была услышана, по Божьему промыслу у них родилась Дочь Мария. Святым праведным Иоакиму и Анне молятся при бездетности.

27 сентября, вторник. Воздвижение Креста Господня. Вспоминают, как святая царица Елена, разрушив языческое капище, обнаружила три креста и решила узнать, какой из них Крест Господень. Мимо шла процессия с усопшим, и когда того приложили к Кресту Господа, он воскрес. Крест - не просто орудие пытки, это жертвенник, на котором Христос однажды и навсегда принес Свою жертву, и с тех пор Крест стал защитой и благодатным источником Жизни.

Октябрь

14 октября, пятница. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник напоминает, как святой Андрей увидел Божью Матерь, держащую над осажденным Константинополем Покров - символ защиты.

Ноябрь

4 ноября, пятница. День празднования Казанской иконы Божьей Матери, День народного единства.

28 ноября, понедельник - 6 января, пятница 2017 г. Рождественский пост. Сорокадневный пост, установленный для того, чтобы подготовить нас к Рождеству Христову.

Декабрь

4 декабря, воскресенье. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Трехлетнюю Марию привели в храм, и Она Сама поднялась по лестнице с крутыми ступеньками и вошла в него. В этот день принято приводить в храм детей на исповедь. По православной традиции исповедовать детей начинают с семи лет.

19 декабря, понедельник. Никола зимний. День памяти святителя Николая Чудотворца (около 335 г.).

Январь 2017

День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г. .) - чудотворца, молитвенника, целителя.

Рождественский сочельник, строгий пост.

Рождество Христово, праздник Боговоплощения, рождения Бога во плоти от Пресвятой Девы Марии. Дома и церкви украшаются вечнозелеными елками - в знак вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Крещенский сочельник, или Навечерие (т. е. день накануне Богоявления). Строгий пост. В Крещенский сочельник, как и в день Крещения, происходит освящение воды.

Крещение Господне, или Богоявление. Праздник в честь Крещения Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Креститель, узнав Христа среди множества людей, крестил Его в реке Иордан. Иисус, крестившись, вышел из воды, и тут отверзлись небеса и Дух Божий, как голубь, ниспустился на Христа, а Бог Отец гласом с неба возвестил, что Иисус - Сын Божий. Так миру были явлены все три ипостаси Бога - Бог Отец гласом с неба, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Отсюда название - Богоявление. Принимая Крещение, Христос подает нам пример и освящает водное естество. На Крещение вся вода освящена, отсюда традиция купаться в этот день.

*в скобках указывают дату кончины святого, т. к. это дата перехода в Вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому так стремился при жизни святой. Чаще всего день памяти святого - это день его кончины, день обретения его мощей или день его церковного прославления.

Как определить день своих именин? Именины - день памяти святого, чье имя было дано нам при крещении. В Церкви каждый день посвящен памяти каких-либо святых, причем один святой может иметь несколько дней памяти. Поэтому для того, чтобы определить день своих именин, надо найти в церковном календаре день памяти соименного вам святого, ближайший после дня вашего рождения, это и будут ваши именины. А святой - вашим небесным покровителем.