«В основании московского государственного и общественного порядка заложены были два внутренних противоречия, которые чем дальше, тем больше давали себя чувствовать московским людям», - пишет С. Ф. Платонов. - Первое из этих противоречий можно назвать политическим и определить словами В. О. Ключевского: «Это противоречие состояло в том, что московский государь, которого ход истории привел к демократическому полновластию, должен был действовать посредством очень аристократической администрации» .

Страница 5 из 6

Расправа со сторонниками Адашева и Сильвестра. Бегство Курбского

Новая волна репрессий постигла сторонников Адашева в 1562 г. Именно тогда был насильно пострижен в монахи боярин Д. Курлятев, в опалу попали князья М. И. и А. И. Воротынские, князь И. Д. Вельский, боярин В.В.Морозов. Казнены были Даниил Адашев, братья жены Алексея Адашева Сатины и его дальний родич И. Ф. Шишкин.

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и дальние родственники Алексея Федоровича, многие знатные бояре и князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом. Карамзин восклицал в связи с этим: «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, в темницах, в монастырях стенали жертвы». Наступало время, когда, говоря словами Пискаревского Летописца, «почал множитца грех земской и опришнина зачинатися» .

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор Басманов, князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако, несмотря на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей, Мария, была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.

Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие земли. В апреле 1564 г. из Юрьева Ливонского (ныне - Тарту) бежал в Великое княжество Литовское опытный и видный воевода князь Андрей Михайлович Курбский. Человек, близкий к Адашеву и Сильвестру, Курбский сначала избежал опалы. Но в августе 1562 г. он проиграл битву под Невелем, и только боевая рана спасла князя от репрессий. Курбский, однако, знал, что Царь не простил ему неудачи, до него доходили слухи о «гневных словах» повелителя. В послании инокам Псково-Печерского монастыря князь Андрей писал, что «напасти и беды» на него «кипети многи начинают». Бегство Курбского тем сильнее ударило по Грозному, что беглый боярин прислал из-за рубежа краткое, но энергичное послание своему бывшему монарху, в котором гневно обвинял царя в тирании, казнях невинных людей.

Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И вот - неожиданная измена. И не просто измена, а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с Ливонией . Польский король милостиво принял Курбского, сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением.

Вспоминая историю минувших веков, мы чаще всего говорим о правителях, забывая, что государь вряд ли сможет удачно править без преданных исполнителей и советников. Именно на них держалась значительная часть забот о государстве. Одним из самых видных государственных деятелей эпохи был Алексей Адашев. Краткая биография этого сподвижника великого русского царя и станет предметом нашего изучения.

Ранние годы

Про ранние годы Алексея Адашева практически ничего не известно. Даже дата его рождения остается для нас тайной. Поэтому точные годы жизни назвать нельзя.

В тоже время известно, что Алексей был сыном боярина и воеводы Федора Григорьевича Адашева, происходящего из не очень знатного костромского рода Ольговых. Имя матери также является загадкой. Кроме того, Алексей имел младшего брата Даниила.

Первое упоминание Алексея Адашева в летописях относится уже к его зрелому возрасту, а именно к 1547 году.

Первые шаги на службе у государя

Итак, как уже было сказано выше, Алексей Адашев впервые попал в поле зрения летописцев в 1547 году, когда исполнял на свадьбе царя Иоанна Грозного должность мовника и ложничего, в чьи обязанности входило застилание брачного ложа. Там же упоминается и его жена Анастасия.

После этого события Алексей Адашев стал неизменным персонажем различных летописей и хроник, он все больше продвигался по службе, приближаясь к государю и оказывая влияние на него.

Переломные события

Переломным моментом, который окончательно определил сближение Алексея Адашева с Иваном Грозным, стали знаменитый московский пожар 1547 года и последующие за ним события.

Разразившийся летом «великий пожар» уничтожил более 25000 домов москвичей. Люди стали винить в «каре Божьей» род Глинских, родственников царя Иоанна по матери, которые к тому времени имели на него огромное влияние. Недовольство народа выплеснулось в восстание, в результате которого один из представителей рода Глинских был растерзан толпой, а имущество рода было разграблено.

В конце концов бунтовщиков удалось уговорить прекратить бесчинства. Но тем не менее это восстание произвело значительное впечатление на молодого Ивана Грозного и заставило его кардинальным образом пересмотреть свою политику. Он отдалил от себя Глинских и других знатных бояр, но приблизил новых людей, которые имели не такое высокое происхождение. Среди них был и Алексей Адашев.

Государственная деятельность

После этих событий началось стремительное возвышение Алексея Адашева. Вместе с ним к царю приблизился и другой незнатный человек - священник Сильвестр. Они оказывали значительное влияние на государя и помогали ему в управлении страной.

В 1549 году Адашев стал руководителем Это было своего рода правительство, которое только что создал Иван Грозный. Годы работы Избранной рады были отмечены целым рядом проводимых реформ. Именно в это время был созван первый на Руси Земский собор - сословно-представительский орган, чем-то напоминающий современный парламент. В 1551 году был проведен церковный Кроме того, Адашев Алексей Федорович принимал активное участие в разработке Судебника, который был издан в 1550 году. В том же году Иван Грозный наделил его титулом окольничего.

Отличился Алексей Адашев и в дипломатической деятельности. Он вел переговоры с Казанским ханством, Ногайской Ордой, Польским королевством и Данией. Кроме того, принимал активное участие во в 1552 году, руководя инженерными работами.

Противостояние с Романовыми

В это время благодаря женитьбе царя Иоанна на Анастасии Романовне возвысился род Захарьиных, впоследствии известных как Романовы, давший России целый ряд царей и императоров. Они стали жестко конкурировать в борьбе за влияние на царя с Адашевым и Сильвестром.

Переломным моментом в этой борьбе стал 1553 год, когда царь Иван Васильевич серьезно заболел. Тогда он потребовал, чтобы все придворные присягнули как будущему царю его сыну от Анастасии Романовны - Дмитрию. Это должен был сделать в том числе и двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий, по старому обычаю имеющий первоочередное право на престол. Приближенные государя разделились на две партии: одна беспрекословно присягнула царевичу, а другая примкнула к Владимиру Старицкому.

Адашев Алексей Федорович сразу присягнул Дмитрию, но его отец Федор Григорьевич отказался это делать, боясь дальнейшего усиления Романовых. После данного инцидента и выздоровления Ивана Грозного царь перестал относиться к семейству Адашевых с прежней благосклонностью.

Несмотря на наступившее похолодание в отношении царя Ивана Васильевича к Алексею Адашеву, последний ещё продолжительное время оказывал значительное влияние на государственные дела.

Опала

Тем не менее такое положение вещей постоянно продолжаться не могло, и Алексей Федорович прекрасно понимал это. Он даже не был введен в заблуждение тем, что его отец вскоре после выздоровления Ивана Грозного получил чин боярина. Романовы все больше укрепляли свои позиции, а Адашев и Сильвестр отходили на второй план. Несмотря на смерть царевича Дмитрия в том же 1553 году, Романовы ещё больше стали оказывать влияние на государя.

Предел накала отношений между царем и Алексеем Адашевым пришелся на 1560 год. Как раз незадолго до того в Прибалтике началась Ливонская война, и Алексей Федорович предпочел отправиться туда, подальше от двора. Это событие можно было считать своеобразной почетной ссылкой. Алексею Адашеву был присвоен ранг воеводы. Его непосредственным командиром являлся князь Мстиславский.

Но Алексею Федоровичу не удалось завоевать воинские почести на полях Ливонии, так как в том же году умерла царица Анастасия, что ещё больше озлобило царя Иоанна в отношении рода Адашевых. Поэтому Алексей Адашев был отправлен в крепость Дерпт на территории современной Эстонии и заключен под стражу.

Смерть

Именно находясь в заточении в Дерпте, умер в 1561 году Алексей Адашев. Смерть наступила из-за горячки, которой бывший руководитель Избранной рады проболел два месяца. Во время кончины рядом с Алексеем Федоровичем не было ни родных, ни близких, ни друзей. Так закончились годы жизни одного из самых деятельных людей нашего Отечества своего времени.

Впрочем, подобная смерть, вполне возможно, спасла его от более тяжелой судьбы, которую ему готовили царь Иван Грозный и Романовы. Свидетельством этого может быть то, что вскоре после смерти Алексея Адашева был казнен его брат Даниил вместе со своим сыном Тархом. Подобная судьба постигла и других представителей рода Адашевых, который практически прекратил свое существование. Отец Алексея и Даниила Адашева, Федор Григорьевич, умер ещё в 1556 году естественной смертью.

Оценка деятельности

Безусловно, далеко не каждая фигура XVI века была такой яркой в отечественной истории, как Алексей Адашев. Характеристика его деятельности большинством историков дается довольно положительная. В заслугу ему ставят учреждение целого ряда государственных институтов и широкую практику реформ. Правда продлилось это время совсем не долго. Тем более контрастно относительно периода активной деятельности Адашева выглядит наступившая после его отстранения от государственных дел эпоха опричнины и разгула мракобесия.

Безусловно, деяния на благо Отечества Алексея Адашева, как и его биография, достойны подробного изучения.

страница 1
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Фамилия, имя ___________________________________________ Класс ______

Время на выполнение заданий – 135 минут. Общая сумма баллов – 100.
Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу:

1.1. Что из перечисленного относится к чертам системы государственного управления России конца XV – начала XVI вв.?

а) практика сбора полюдья;

б) обычай местничества;

в) наличие развитой приказной системы;

г) функционирование сословно-представительных органов власти.

1.2. Кто из известных русских исторических деятелей мог быть автором данной грамоты: « Полковникам и всему рыцарству,… которые сидят в Кремле. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели,…. присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству ».

а) А.С. Шеин; б) А.Д. Меншиков; в) А.Л. Ордин-Нащокин; г) Д.И. Пожарский.

1.3. Какие земли были присоединены к России в первой половине XIX в.?

а) Бессарабия, Финляндия, территория герцогства Варшавского;

б) Бессарабия, Западная Украина, Финляндия;

в) Западная Украина, территория великого княжества Литовского, Финляндия;

г) Крымский полуостров, Финляндия, Казахстан.

1.4. Что из перечисленного стало проявлением холодной войны в период руководства в КПСС Н.С. Хрущева?

а) проведение фестиваля молодежи и студентов в Москве

б) возведение стены вокруг Западного Берлина

в) осуществление программы «Союз-Аполлон»

г) отказ стран Восточной Европы от участия в «плане Маршалла»


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Задание 2. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

2.1. 1708, 1709, 1714, 1720 гг.__________________________________________________

2.2. Реабилитация, совнархозы, оттепель, мирное сосуществование

2.3 А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере _____________________________
Задание 3. Что или кто является лишним в ряду? Дайте КРАТКИЙ ответ:

3.1. Казаки, мещане, крестьяне, пролетариат, дворяне ___________________________

_______________________________________________________________________________

3.2. А.Ф. Адашев, А.Ф.Басманов, А.М.Курбский, И.М. Висковатый

_______________________________________________________________________________


Задание 4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Битва на р. Калка

2) Организация военных поселений.

3) Перевод крестьян на обязательный выкуп

4) Созыв Уложенной комиссии

5) Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

6) Создание коллегий

7) Венчание на царство Ивана Грозного


Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу.

5.1 . Новоторговый устав А.Л. Ордина – Нащокина отменял привилегии иностранных купцов в России.

5.2 . Оком государевым была названа должность обер прокурора Синода.

5.3 . Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

5.4 . Восстание крестьян Тамбовской губернии против советской власти в 1920-1921 гг. получило название « махновщина»

5.5 . Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков


5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Задание 6 . Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните.

6.1. «Граф Полусахалинский»_________________________________________________

_______________________________________________________________________________

6.2. «Бунтовщик хуже Пугачева»____________________________________________

_______________________________________________________________________________

6.3. «Полудержавный властелин» _____________________________________________

_______________________________________________________________________________

6.4. «Белый генерал» _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________
Задание 7. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.

7.1. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится - «рожденна, несотворенна», а в другой - «рожденна, а не сотворена». Одни принимали этот аз , а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного - и она нашла этот аз излишним.

Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз , восстали за него».

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7.2. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые имена, понятия, географические названия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __1__ .

Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции, Во время русско-__2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .

Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего __________под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего, Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В __12__ лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.




Вставка



Вставка

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

6

13

7

14

Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней.

9.1. Назовите период отечественной истории, часть событий которого отражена на данной карте и укажите его хронологические рамки _________________________________

9.2 . Укажите год, к которому относятся события, изображенные на карте ___________________

9.3 . Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1 __________________

9.4. Назовите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, изображенных на карте __________________________

9.5. Укажите название государства, против которого были направлены действия Западного и Юго-Западного фронтов в событиях, обозначенных на карте ___________________________

9.6. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 2 __________________

9.7. Назовите фамилию командующего Южным фронтом во время событий, изображенных на карте ______________________________________

9.8. Укажите фамилию командующего армией противника, против которой действовали силы Южного фронта ______________________________
Задание 10. Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе.

Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

1. «Созданная борьбой с татарами, самодержавная власть Московского Государя не уменьшалась, но увеличивалась, потому что политическое положение наше в это время было таково, что Московское государство скорее похоже было на военный лагерь, чем на мирное общество людей, соединенных во имя гражданского преуспевания». (Н.И. Хлебников)

2.«Петр не переносил в Россию готовые плоды чужого знания и опыта, теории и техники», а стремился «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды... Это была всегдашняя мысль Петра, основная и плодотворнейшая мысль его реформы». (В.О.Ключевский).

3. «Смутное время тем особенно любопытно и достопамятно, что оно в полной мере раскрыло русскую жизнь со всех сторон. Оно вполне раскрыло русский общественный нрав, русскую политическую мысль и вместе с тем обнаружило до полной наготы все русские пороки и добродетели». (И.Е. Забелин)

4.« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей в Бородинском сражении. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». (Б.С.Абалихин)

5. «Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но... Петербург "устал" от войны более, чем армия» (А.И. Деникин об окончании русско-японской войны)

6. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться на свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)

7. «Величие Н.С. Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма. Его слабости – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость». (А.Е. Бовин ).

ОТВЕТЫ
1 .


1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

б

г

б

б

2. 2.1. – сражения в годы Северной войны 1700 – 1721 гг.

2.2. – художники


3. 3.1. – лишнее: пролетариат, который зарождается в России в 60 – 70-е годы XIX в.

3.2. – лишнее: А.Ф. Басманов, который не входил в Избранную Раду царя Ивана IV.


4. 1, 5, 7, 4, 6, 2, 3
5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

да

да

нет

нет

да

6 . 6.1 . Летом 1905 года С.Ю. Витте направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

6.2 . Прочитав книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Екатерина Вторая заявила об авторе, что он «Бунтовщик хуже Пугачёва».

6.3 . Александр Данилович Меншиков (1673-1729), ближайший сподвижник Петра I. Выражение иногда служит основой для однотипных фраз с соответствующей заменой принадлежности «гнезда».

6.4 . Михаил Дмитриевич Скобелев - в историю вошёл с прозванием «белый генерал», что всегда ассоциируется именно с ним, и не только потому, что в сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне.

7. 7.1. – начало книгопечатания в России. Первопечатник И.Федоров, царь Иван IV Грозный.

7.2. – Дворцовый переворот 1741 года. Елизавета I Петровна, герцог Бирон, А.Ф. Разумовский.


8. 1 – поручик 8 – Багратиона

3 – военным 10 – правым

4 – Францией 11 – Георгия

5 – Александра 1 12 – Тарутинском

6 – вильненский 13 – Казанским

7 – Смоленску 14 – военная
9. 9.1. – Гражданская война 1918 – 1920 гг. 9.5. – Польша

9.2. – 1920 г. 9.6. – Севастополь

9.3 – Варшава 9.7. – М.В. Фрунзе

9.4. – М. Тухачевский 9.8. – барон Врангель
страница 1

1. К внутренней политике Ярослава Мудрого относится:

А) Крещение Руси.
Б) Начало создания письменного свода законов.
В) Разгром печенегов.
Г) Заключение династических браков.

Ответ: 2

2. Назовите, кто из исторических личностей:

А) Воодушевлял дружину словами: «Мертвые сраму не имут!»
Б) Осуществил крещение Руси?
В) По преданию носил шапку, ставшую в последствии символом царской власти на Руси?

Ответ: А) князь Святослав Б) князь Владимир В) Владимир Мономах

3. Расположите события в хронологическом порядке.

А) Взятие Батыем Рязани.
Б) Ледовое побоище.
В) Взятие монголами Киева.
Г) Поход Тохтамыша на Москву.

Ответ: 1-А, 2-В, 3-Б, 4-Г

4. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

А) 1147, 1255, 1703 гг.
Б) Тевтонцы, госпитальеры, меченосцы, тамплиеры.
В) Алексей Адашев, Сильвестр, Андрей Курбский, Иван Висковатый.
Г) Тулуп, кушак, душегрея, порты.

Ответ: А) Год первого упоминания Москвы, закладка замка Кенигсберг, основание Петербурга; возможен вариант: основание названных городов. Б) Члены духовно-рыцарских орденов. В) Члены Избранной рады. Г) Предметы одежды на Руси.

5. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

А) Новгородское вече: объявляло войну и мир, провозглашало или изгоняло князя из Новгорода, выбирало глав Новгородской республики, определяло размер земельного владения князя.
Б) Значение победы русских войск в Куликовской битве: подъем национального самосознания русского народа, Москва становится лидером в процессе объединения и освобождения Руси, походы ордынцев на Русь прекратились.
В) Кенигсбергский университет («Альбертина») в XVI в. состоял из следующих факультетов: теологического, юридического, экономического, медицинского и философского.

Ответ: А) Определяло размер земельного владения князя. Б) Походы ордынцев на Русь прекратились. В) Экономический.

6. Соотнесите имя правителя с правовым актом (мероприятием)

1. Анна Иоанновна
2. Екатерина II
3. Елизавета Петровна
4. Павел I
5. Петр I
6. Петр III

А) Манифест о вольности дворянской
Б) Разрешение владельцам мануфактур покупать крестьян для работы на заводах
В) Освобождение дворян от обязательной службы рядовыми в армии
Г) Разрешение на открытие мануфактур независимо от сословий.
Д) Запрет на отправление барщины по воскресным дням
Е) Предоставление помещикам права ссылать крестьян в Сибирь

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-Е, 4-Д, 5-Б, 6-А

7. Прочитайте отрывок из труда историка Е.Ф. Шмурло, ответьте на вопрос и выполните задания.

А) Укажите прозвище человека, о котором идет речь в данном отрывке.
Б) Укажите два события, последствия которых описаны в данном отрывке.
В) Что такое «латинская» ересь»?

«Шведы и немцы явились тогда врагами русской народности и русской веры. Таким образом, заслуга Александра в глазах его современников заключалась в том, что он: а) отстоял политическую независимость Русской земли – не допустил вторжения в нее иноземцев и б) отстоял чистоту русской веры – не допустил «латинскую» ересь исказить истинное православие. И раньше духовная связь России с Западной Европой была слаба – теперь порывались последние нити».

Ответ: А) Невский. Б) Невская битва и Ледовое побоище. В) Католичество.

8. Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена.

А) Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич …………………
Б) Историки называют XVII век «…………………..».

В) Первое высшее учебное заведение в Москве основано в ………………

Ответ: А) Владислав. Б) «бунташным». В) 1687году

9. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Один день из жизни Петра I. Он обыкновенно вставал и летом, и зимою в …. (четыре, восемь, одиннадцать) часов и, не одеваясь, в холстинном камзоле и ночном колпаке садился к письменному столу и занимался: ………………., …………………., …………………….. (набрасывал проекты указов, закусывал, плотничал, пересматривал переводы, правил выходящий номер газеты). В это время к нему являлись………….. (министры, дьяки, приказчики) с докладами. Затем он, наскоро позавтракав, отправлялся в …………………….., …………………, ……………….. (Сенат, коллегии, закусочную, корабельные мастерские). После обеда, который у него занимал……………. (много, немного) времени, ложился отдохнуть на полтора-два часа. После сна ………… (гулял по Петербургу, снова занимался делами). Обычно он собственноручно писал указы и письма, выслушивал бумаги, составленные по сделанным ……………. (поутру, с вечера) замечаниями. Любимыми занятиями его в минуты отдыха были……………….., …………………., (работа на токарном станке, игра в шахматы, посещение храмов, охота и рыбная ловля).

Ответ: Он обыкновенно вставал и летом, и зимою в четыре часа и, не одеваясь, в холстинном камзоле и ночном колпаке садился к письменному столу и занимался: набрасывал проекты указов, пересматривал переводы, правил выходящий номер газеты. В это время к нему являлись министры с докладами. Затем он, наскоро позавтракав, отправлялся в Сенат, коллегии, корабельные мастерские. После обеда, который у него занимал немного времени, ложился отдохнуть на полтора-два часа. После сна снова занимался делами. Обычно он собственноручно писал указы и письма, выслушивал бумаги, составленные по сделанным поутру замечаниями. Любимыми занятиями его в минуты отдыха были работа на токарном станке, игра в шахматы.

10. Назовите имя этого полководца и не менее трех известных его побед в русско-турецкой войне 1878-1791 гг.