Беседа с детьми что такое красота. «Что такое красота?» Занятие-беседа из цикла «Уроки красоты» в старшей группе. Игра «Волшебный мешочек »
Беседа с обучающимися по теме: «Что есть красота?»
Добрый день, ребята. Все, о чем мы сегодня будем говорить, встречается нам ежедневно. Но из-за быстрого течения времени, мы просто часто не обращаем внимание на всё, что нас окружает. Итак, тема нашего разговора: «Что есть красота?»
Прежде, чем мы начнём наш разговор, я хотела бы определить некоторые правила нашей беседы: СЛАЙД № 2
Каждый в разговоре- активный участник;
Говорите, что думаете, но думайте, что говорите;
Выслушайте говорящего до конца;
Будьте терпимыми к мнению других;
Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать;
Наша цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;
В споре рождается истина.
Ну, что, начнём?
Слайд № 3
1.Как Вы понимаете слово «красота»? Какие ассоциации у Вас возникают?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
2.Подберите синонимы к слову красота.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
(восхитительный, пленительный, великолепный, ослепительный, обворожительный, бесподобный, видный, прекрасный, художественный, изящный, нарядный, дивный, роскошный, привлекательный, чудный, божественный, блестящий).
А вот так говорится в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
Слайд № 4
Красота - всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Слайд № 5
Предлагаю прослушать фрагмент песни Ю. Антонова «Живет повсюду красота»
О какой красоте идёт речь в этой песне?
Д. О красоте природы.
Скажите, а эта красота создана человеком? Прилагал ли человек свои усилия, чтобы создать природу?
Д. Нет. Природа создана либо Богом, либо космической эволюцией, а возможно ее создали инопланетные существа.
А что в природе вам кажется красивым?
(Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…
Важна ли для нас и нужна ли нам красота природы?
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…
Посмотрите на репродукции этих картин.
Слайд № 6
Известные русские художники, рисуя картины, сумели изобразить, как лучи солнца проникают сквозь листву берез, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы, как отражаются голубые небеса в глади озер и рек, как искрится серебристый снег на зеленых лапах сосен.
Это же чудо!
А только лишь художникам доступна способность особым языком передавать красоту природы? Или кто-то еще обладает таким даром?
Д: Да, таким даром обладают композиторы, музыканты. И с помощью звуков рисуют картины природы.
СЛАЙД № 7
Великий композитор Петр Ильич Чайковский, жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать.
Что вы сейчас слышали?
Как вы считаете, эта музыка красива? Нужна ли нам такая красота, которую нам передают с помощью красок, звуков, слов. Изменяемся ли мы, когда видим, слышим и чувствуем «такую красоту»?
Д: Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.
А по отношению к человеку мы можем употреблять слово красота?
Д: Да, конечно
Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.
Слайд № 8
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
Я так и думал. - горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.
Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
СЛАЙД № 9
Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:
Этим я обязан тебе.
Вам понравилась притча?
А о чем она, ребята?
Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека проявляется через его поступки. Добро сделало боярина поистине красивым человеком. Но какая это была красота?
Д: внутренняя, душевная.
Слайд № 10
А теперь я обращаюсь к словам Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Что в этих словах говорит о внешней, т. е. сразу видимой красоте?
Д: лицо и одежда
А какие слова говорят о внутренней красоте?
Д: душа и мысли
Какую красоту видел мальчик из притчи в боярине?
Д: душевную
Слайд № 11
Перед вами даны карточки со словосочетаниями о красоте в человеке.
Разделите эти словосочетания на 2 разные группы?
Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, добрый взгляд,
красивые брови, милосердное отношение, красивый поступок, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, трепетное отношение.
Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?
Д: О внешней красоте.
От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?
Д: Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.
Зачитайте словосочетания второй группы.
- О какой красоте идёт речь в них?
Д: О внутренней, духовной красоте.
А от чего зависит духовная красота?
Д: От культуры, от воспитания, от образования…
Молодцы! Вы всё сделали правильно.
Сейчас мы проведем небольшой эксперимент.
После его проведения мы поговорим о ваших впечатлениях.
Я приглашаю 3-х желающих подойти ко мне ближе.
На подносе у меня лежат 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Я предлагаю каждому из вас выбрать 1 шоколадку, вернуться на свое место и развернуть шоколад.
(В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке - половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада).
- Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?
Д: …..
- Что почувствовали после?
- Чему научил нас этот эксперимент? Что вы поняли?
Д: Эксперимент помог нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное бывает действительно ценным.
Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит».
Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не представляют собой чего-либо ценного.
- Ребята, сегодня вы уже поняли, что не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.
Приходилось ли вам встречаться с некрасивыми людьми, обладающими прекрасными душевными качествами? Отталкивала ли вас их некрасивость?
Д:…
Влияет ли красота друга или подруги на ваши отношения?
Д:…
А на чью красоту или некрасивость мы никогда не обратим свое внимание, не придадим ему значение? Потому, что для нас они в любом случае всегда красивы.
СЛАЙД № 12
Д: на своих родных, любимых, близких.
Конечно, потому, что существует еще красота взаимоотношений:
В детстве между ребенком и родителями, в юности между молодым человеком и девушкой, в среднем возрасте между мужем и женой, в старости между дедушками и бабушками и внуками.
Это называется красота семейных отношений.
СЛАЙД № 13
И я надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы научитесь видеть и ценить настоящую красоту, которая поможет вам найти главные ценности в вашей жизни.
СЛАЙД № 14
СЛАЙД № 15 Спасибо за внимание!
БЕСЕДА: «Красота: как ты это понимаешь?»
Цель: дать понятие красоты, учить различать красоту внешнюю и внутреннюю.
Приветствие:
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит,
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….
Спасибо!
1. Прослушайте отрывок из песни Юрия Антонова и определите тему нашего разговора.
Живет повсюду красота:
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
-
Как вы поняли- о чём мы с вами будем сегодня говорить?
(Правильно, речь пойдёт о красоте )
- А как бы вы дали определение этому слову: что такое красота?
Дети отвечают .
- Молодцы! А теперь послушайте, какое определение этому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов:
«Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».
- Вспомните слова из песни Ю. Антонова и скажите:
О какой красоте говорится в ней?
/О красоте природы/
- А что в природе вам кажется красивым?
(// Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…//
- Так ли уж важна для нас и нужна нам красота природы? Как вы думаете?
//Ответы учащихся//
- С вами нельзя не согласиться. Послушайте, что об этом говорит певец и композитор: (зачитать )
Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она,наверно, неспроста.
Итак, красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.
А по отношению к человеку можем мы употреблять это слово – красота?
//Ответы учащихся//
В чём заключается красота человека?
//Ответы учащихся//
Задание. На столах в пакете карточки с написанными на них словосочетаниями. Поработайте с ними. Как можно их сгруппировать?
//Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, красивые брови, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, красивый поступок, милосердное отношение, добрый взгляд, трепетное отношение…//
На сколько групп разделили все предложенные карточки?
/на две/
Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?
/О внешней красоте/
От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?
(Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)
- Зачитайте словосочетания второй группы.
О какой красоте идёт речь в них?
/О внутренней красоте./
Молодцы! Вы всё сделали правильно.
А знаете ли вы, что в старину слово «красный», кроме цвета, обозначало отношение к чему-либо: прекрасный, добротный, красивый .
«Серенькое утро – красен денёк».
«Красному утру не верь».
«Красн о говорит, а слушать нечего».
«На чужой стороне и весна не красна».
- Народные пословицы отразили такой взгляд на красоту человека: послушайте:
- «Не красна изба углами, а красна пирогами»
- Причём здесь пироги, когда говорим о красоте?
– Пословица прославляет труд, утверждает: человек красив, если трудится
- «Красна птица пером, а человек умом»
- Какое отношение к нашему разговору имеет эта пословица?
-«Не платье красит человека, а человек платье»;
- «Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен».
- «Душой прекрасен» - это о внутренней красоте человека.
А что это значит – красив душою?
//Ответы учащихся//
- О внутренней красоте человека размышляли многие писатели и поэты. Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка ».
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка,
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота
Сосуд она, в котором пустота,
- Что представляли, когда слушали стихотворение?
Как вы понимаете выражение
« Младенческая грация души
Уже скользит в любом её движенье»?
(Грация =
1. Изящество, красота в движениях.
2. Красивая, грациозная девушка, женщина.)
Грация души – изящество, красота души (метафора)
(Девочка умеет принимать и понимать чужую радость, не завидовать тем, кто имеет больше, чем она. Душа девочки открыта миру, чужому счастью….)
- перечитайте последние строки стихотворения:
…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Как бы вы ответили на поставленные вопросы? О каком сосуде идёт речь?
Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?
3. Заключительное слово учителя.
Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не погас?
Рефлексия: предложить детям высказать своё мнение о занятии: поднять кружки с изображением «улыбка» или «огорчение».
Спасибо за работу
Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще ни-когда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над оди-ноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рас-сказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.
Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостя-ми, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, ког-да Бабочки не было рядом, к Цветку по-дошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предло-жил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спря-тался и стал дожидаться Бабочки. Вско-ре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и вос-кликнул:
Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.
Как только Бабочка подлетела к Цвет-ку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела выр-ваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сло-мался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим дру-гом, и горько плача, говорила:
Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.
[?] - Кто из героев сказки был по-настоящему кра-сив душой и сердцем?
Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно ).
А может быть, кто-то считает, что Цветок посту-пил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ "да": если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой ).
Вам понравился мальчик или нет? Почему?
Что важнее, красота души или красота внешняя?
Вывод: красивое нравится всем, а некрасивый, бе-зобразный поступок никому (почти всем) не нравится.
Как Красота на Хорька обиделась
В глубокой норе посреди леса жил Хорек, маленький черненький зверек, чуть больше обыкновенной белки. Бегал он все время грязный, шкурку свою не чис-тил, в нору всякий мусор со всего леса тащил, а объедки после еды не относил далеко и не закапывал, как это делают все, а прямо в норе разбрасывал. В кон-це концов, от Хорька стало так неприят-но пахнуть, что звери от него в разные стороны разбегались, а проходя мимо его норы, носы закрывали и от мух отмахи-вались. Только один Хорек ничего особен-ного не замечал, потому что привык так жить.
Однажды и Красота, спящая в серд-це Хорька, не выдержав такого отврати-тельного запаха, проснулась. То ли оби-делась она на такого грязнулю, то ли еще что-то случилось, но ночью, когда Хорек спал, покинула она его. Тут же Хорек стал во сне крутиться, морщиться и о чем-то скулить. Оказалось, что сон ему стал сниться какой-то уж очень некрасивый, где всякие скользкие неприятные улитки и слизняки за ним гоняются и облизать его хотят. Всю ночь Хорек убегал от сво-их скользких преследователей, а утром, когда проснулся и выглянул из норы, то очень удивился. Раньше солнце и лес ему нравились и он их считал красивыми, а теперь и солнце, и лес, и речка, и все ос-тальное стало каким-то некрасивым, и даже чуточку противным. Солнце нароч-но лучами слепило глаза, лес помогал ветру сильно шуметь и шелестеть, а реч-ка со своей холодной водой как будто бы специально хотела, чтобы у Хорька забо-лело горло. Даже все лесные жители ста-ли казаться какими-то нехорошими и не-красивыми, а от любимой еды Хорек те-перь морщился и кривился, потому что она все время оказывалась почему-то не-вкусной.
Целый день ходил Хорек недовольный и с очень плохим настроением, потому что ничего красивого вокруг себя не за-мечал. Ночью ему опять приснился не-красивый сон, а утром он снова встре-тился с некрасивыми друзьями, солнцем, лесом и речкой. Так продолжалось целый месяц.
Наверное, это лес по ночам шелес-тит, деревья раскачиваются, все мои кра-сивые сны распугивая, - как-то раз, про-снувшись рано утром, подумал Хорек, и тут же решил отправиться на поиски ти-хого и спокойного леса.
Идет Хорек и все голову задирает, смотрит, когда другой, хороший, лес нач-нется, который не станет с ветром бало-ваться и деревьями шуметь. Долго бы искал Хорек тихого леса, если бы вдруг на его пути не встретилась старая коря-га, торчащая из-под земли. Споткнулся Хорек об нее, упал больно на землю и вдруг увидел, что из него выкатилось что-то маленькое, черное, мохнатое и ужас-но пахнущее. Это существо тут же под-скочило к Хорьку и запищало:
Пусти меня к себе. У тебя в сердце тепло и темно, а здесь противное яркое солнце и шумный лес.
А ты кто? - спросил Хорек.
Я Безобразик, - сказало мохнатое существо. Ты со мной уже давно дружишь и кормишь меня.
Я тебя кормлю? - удивился Хорек.
Да, конечно. Мы, Безобразики, ра-стем с каждой некрасивой мыслью и по-ступком, а потом, когда вырастаем, мо-жем запросто заполнить собой все серд-це, и места в нем для Красоты уже не остается.
Так это, значит, ты все мои сны кра-сивые прогнал, - рассердился Хорек. -Так это, значит, из-за тебя я перестал Красоту вокруг замечать?
Хорьку сначала даже захотелось уку-сить Безобразика, но он не стал этого де-лать, а повернулся и быстро скрылся в лесу. Пока Хорек бежал назад, к своей норе, он все время вспоминал слова Бе-зобразика о том, что случается от некра-сивых мыслей и поступков. Теперь он знал, откуда все его неприятности, и ре-шил во чтобы то ни стало разыскать Кра-соту и вернуть ее в свое сердце.
Точно никому не известно, смог Хо-рек найти свою Красоту или нет, но толь-ко через некоторое время он сильно из-менился. Теперь он всегда ходит чистый, постоянно вылизывает и вычищает свою шкурку, содержит в чистоте нору и лю-бит подолгу греться на приятном и лас-ковом солнышке, любуясь звуками и крас-ками родного леса.
[?] - Как вы думаете, вернулась ли Красота в сердце Хорька?
Почему Красота покинула Хорька? (Ей надоел грязнуля, и ее вытеснил из сердца росший Безобразик).
Что бывает после того, как Красота покидает сер-дце? (Перестает радовать красивое, и кругом замеча-ешь одно безобразное).
Встречали ли вы людей, которые не замечают кра-соты природы, цветов, звуков?
Кому из вас знакома радость при встрече с пре-красным?
Может ли в сердце поселиться Безобразик, если мысли некрасивые, а дела обыкновенные? (Мысли рано или поздно превращаются в поступки)
Гадость-Пакость
Однажды среди дремучего леса, в глу-бине зловонного гниющего болота, среди пиявок, комаров и головастиков родилась Гадость-Пакость. Она пропиталась отвра-тительными запахами, насмотрелась на все гадкое и неприятное и, схватившись за большой всплывавший пузырь, подня-лась из глубины болота на поверхность. Скинув с себя налипшую тину и выпутав-шись из водорослей, Гадость-Пакость уце-пилась за пролетавший над болотом ве-тер и через день оказалась над большим незнакомым городом.
Очень быстро ей понравился город. Можно было с удовольствием послушать крики людей, насладиться ревом и шу-мом машин, а в глубоких люках на ули-цах можно было искупаться в грязных потоках дождевой воды. Выспавшись в мягкой куче мусора во дворе и позавтра-кав едким дымом из заводских труб, Га-дость-Пакость вдруг неожиданно заску-чала и решила поразвлечься и побезобразничать. Она стала подлетать ко всему подряд и дышать на все своей гадостью и обмазывать своей пакостью. Чистые лужи стали грязь в себя собирать и пач-кать людям обувь. Коты стали так громко и противно мяукать на крышах, что люди уши себе затыкали. Машины стали изо всех сил дымить, а собаки стали безоб-разничать, всех кусать и на всех рычать. Даже мусорницы на улице стали выпле-вывать мусор прямо под ноги людям.
Такого в городе еще никогда не было. Кругом стало грязно, неуютно, ужасно шумно и даже дышать из-за дыма было трудно. Только один Сема как будто не замечал этого безобразия. Он всю жизнь любил шлепать по лужам и противнее, чем кошки, пищать и визжать. Дым от машин ему нравился, а мусор на улице он и сам постоянно раскидывал. Заме-тила его Гадость-Пакость и решила с ним подружиться. Она выждала момент, ког-да Сема открыл рот, чтобы перекричать кошек, и влетела к нему через рот прямо в голову. Вскоре все в городе выздоро-вели и избавились от безобразия, толь-ко с Семой что-то неладное творилось, то язык показывал и кривляться начинал, то ругался и детей маленьких обижал. В общем, стыдно стало очень Семиной маме за своего сына и она повела его к врачам.
А врачи обнаружили у Семы очень редкую и опасную болезнь - пакостную мигрень. Из-за нее на ум гадкие и некра-сивые мысли приходят, всякие пакости хочется делать, а потом от этой болезни у человека медленно начинает каменеть сердце. Долго лечился Сема, а однажды его заставили выпить горькое-прегорькое лекарство, набрать побольше воздуха и закрыть рот и нос рукой. Стала Гадость-Пакость внутри Семы корчиться и кри-виться от горького лекарства, а вылететь не может. Так и превратилась она в обык-новенный воздух, только очень плохо пах-нущий. Выдохнул поскорее Сема этот воздух и сразу лучше себя почувствовал. А чтобы снова не заболеть пакостной мигренью, врач прописал Семе почаще обращать внимание на красоту вокруг и любоваться ею, потому что всем извест-но, что красота улучшает человека, ра-дость ему приносит и от многих болез-ней оберегает.
[?] - Почему Гадость-Пакость решила подружиться именно с Семой? (Ему не нужна была красота, а боль-ше нравились некрасивые, безобразные поступки).
Встречали ли вы детей, которым тоже не нужна красота и которые совсем не стараются поступать кра-сиво?
Кривляние, крики и визги, передразнивания кра-сивы, безобразны или так себе? (Если "так себе", то воп-рос: значит, вы не против, если вдруг все взрослые ста-нут себя вести некрасиво по отношению к вам, будут вас передразнивать и кричать на вас?).
Как можно заразиться пакостной мигренью? (От гадких, нехороших мыслей и желания делать безобраз-ное).
Как можно вылечиться от пакостной мигрени? (Держаться подальше от безобразия в себе и окружающем)
Беседа «Что такое красота?»
Цели:
Учить видеть во всем, что окружает, красоту и добро.
2. Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
3. Развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем.
4. Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: презентация, видеоролик, выставка картин, цветы для оформления доски, записи песен.
Форма: беседа – игра.
Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.
Здравствуйте, ребята! Хочу начать нашу беседу с высказывания Ницше.
Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?
Вы правы, сегодня мы с вами будем говорить о красоте.
…А если это так, то, что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Что же такое красота? Какая она бывает.
Вам приходилось встречаться с красотой?
Как вы это определили?
(радость, приятные чувства..)
Составление кластера
Чтение толкования слова красота.
Вот послушайте, какое толкование
этому слову дает Сергей Иванович Ожегов.
"Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое
и нравственное наслаждение".
Что-то совпало в ваших ответах с определением по словарю?
Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему.
Давайте попробуем разобраться в этом…
Просмотр видеоклипа «Красота бывает разная»
Кто-то из вас загрустил? У кого-то на сердце стало теплее, кто-то,
может быть, увидел звездное небо или вечерний закат? Великий
его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту
в звуках.
Мы говорили с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим
о красоте человеческой души. Давайте поразмыслим: в чем
заключается понятие красоты человека?
Что важнее, красота внешняя или красота души, т. е. огонь,
который горит внутри нас.
Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.
Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.
Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?
В это время по улице шел знатный боярин.
А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.
Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.
Я так и думал. – горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.
Люди молча расступились.
И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.
Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:
Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.
С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:
Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.
Да, но это только внешне.
Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:
Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:
Этим я обязан тебе.
Вам понравилась притча? А о чем она, ребята? Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека заключается в его поступках.
Добро сделало боярина из притчи поистине красивым человеком. Давайте и мы попробуем составить букет цветов, но цветы - это наши поступки. А вы совершали добрые поступки, ребята? Давайте запишем их и составим прекрасный букет добрых дел.
(Составление букета из цветов-поступков) под музыку «Красоту уносят годы»
Их чтение.
У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем этот рассказ.
Красивые слова и красивые дела .
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:"Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…"
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. "Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…"
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не ………………………. Красивы …………………………….
Красивые слова говорили 2 мальчика? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? В последних двух предложениях спрятана главная мысль этого рассказа. Давайте с вами закончим их. (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).
(читает учитель)
Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.
Красота не стареет. О нет!
Чья – то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет,
Красоты – навсегда остается
Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!
(звучит песня "Дорога добра").
ОБОБЩЕНИЕ:
Напишите на листочках-лепестках продолжение фразы»Красивый человек всегда….», «Красивый человек никогда…», «Хороший человек всегда…», «Хороший человек никогда»
А теперь зачитайте что получилось. Прикрепите лепестки цветка на доске. У нас получилась цветочная поляна. Мы тоже творим красоту.
Читаю стихотворение под музыку «Живёт повсюду красота», пока ребята составляют букет.
Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.
(читает учитель)
Как хорошо, что Тайна есть на свете,
Что не исчезла в мире Красота.
Та, что в людских сердцах незримо светит
Созвездиями Южного Креста.
Узнать ее истоки невозможно.
Ее скрывает сердца глубина.
Приходит с состраданьем осторожно
Сестрою милосердною она.
Порой средь нас, кто слыл несмелым малым,
Кто ничего сверх меры не свершил,
В ком самомненья и упорства мало, -
Тот проявляет Красоту души.
Когда приходит горе, испытанье,
И перехватит горло боли крик,
Такие облегчают нам страданья,
Чтоб никого при том не укорить.
Спасибо им - и скромным, и неярким,
Кто Божью птицу – Красоту хранит,
Кто дарит нам души своей подарки,
И остается сам всегда в тени.
Как все же нужно человеку мало:
Лишь к совершенству маленький росток,
Чтоб Красота в нем духа засияла,
Как дервиша молитва на Восток.
В сердцах иных та красота порою
Свечою веры и любви горит.
Ты, проходя дорогою земною,
С той Красотой почаще говори!
Интервью с художницей, педагогом и просто красивой женщиной – Татьяной Ануфриевой.
С Татьяной мы знакомы давно. И для меня она – непревзойденный гуру в области обучения живописи. Но это – для меня. А для читателей журнала «Беседы у семейного очага» о себе расскажет сама Татьяна.
- Кто же ты все-таки? И художник, и педагог, и «активистка, и спортсменка, и просто красавица»?
Все вместе, - смеется Татьяна, - Красивый художник-педагог. Моя жизнь и работа объединяет все вместе.
- А где тебе больше всего комфортно: в классе, за мольбертом, или, скажем, на выставках?
Конечно, за мольбертом! За мольбертом – я сама наедине со своим творчеством, со своими идеями. А выставка – только подчеркивает и делает известными результаты творчества. Будь то выставка моих работ, или работ моих учеников.
- Ты как-то проводишь границу между своими работами и работами учеников?
Нет. Не могу разделить. Я и там, и там. Обучение – это тоже творчество. И когда проходят выставки моих учеников, это - кульминация моей работы, за которую мне не стыдно. Я верю в своих учеников и в их талант.
- А кого легче обучать? Взрослых или детей?
Ну, про взрослых, ты и так знаешь. В своем офисе ты тоже – педагог. А с детьми всегда интересно, неожиданно, и очень трогательно. Такое умиление, когда детки зовут родителей и маленькими пальчиками показывают: «Мама, эта роза - для тебя».
Или например, у девочки не получалось нарисовать тигрёнка. Мы и так, и так, подход искали, и геометрические фигуры к мордочке тигренка прикладывали, все старались понять - как эта мордочка рисуется. В конце концов, пошли на компромисс – закрасили фон картины «тигриным цветом» и в итоге получился тигренок.
Другая девочка 6 лет, рисовала копию знаменитой картины Матисса «Аквариум с золотыми рыбками».. Закончила работу, отошла от картины и говорит: «А, правда, - у меня лучше, чем у Матисса».
Ну и по поводу материалов, которые выбирают ученики. Я всегда говорю «Да». Выбор техник и материалов очень широк. И нет критериев, что хорошо, что плохо. Древние люди вообще рисовали пальцами, обмакнутыми в золу. Так что и сейчас достаточно иметь 2-3 тюбика краски чтобы создавать и творить. Дети могут делать картины даже из макарон, риса и гречки. Это полезно для развития моторики пальцев. Жаль только, что эти работы недолговечны.
Если человек увлечен, он должен это увлечение пропустить через себя, должен работать, пробовать себя во всех техниках и материалах. Каждый ученик индивидуален и неповторим.
- А в каком возрасте можно начинать рисовать?
В любом. От младенчества – до преклонных лет! Я всегда говорю «Рисовать умеют все, просто не все об этом знают». Вот только не надо путать талант и усердие.
- То есть?
Вот одна история. Мама привела своего малыша, которому 6 лет с просьбой «Проверьте, он талантлив, или нет?» Дети все талантливы, но кроме таланта нужны еще усердие и система. Только тогда талант сможет раскрыться.
- А есть истории, связанные со взрослыми?
Да. Самой старшей моей ученице 88 лет. А первый урок у нее был, когда ей исполнилось 80! У нее получаются прекрасные работы и она часто говорит: «Таня где вы были раньше?»
- Так у вас кто основная аудитория? Дети или взрослые?
В основном, женщины и дети.
- То есть, мужчины не рисуют?
Мужчины, как оказалось, народ пугливый и стеснительный. Даже если один-два появляются, они видят, что вокруг – только жещины и тушуются. Это странно т.к. в мире художников мужчин больше, чем женщин.
- Значит, художественный вкус у мужчин есть. Чего же нет?
Есть и вкус, и талант, и усидчивость. Храбрости нет. Им кажется, дамы их критиковать будут.
- А вы критикуете?
Конечно, нет! Никогда! В искусстве нет критериев. Можно сделать мазок и работа станет шедевром. Яркий пример – «Черный квадрат» Малевича.
- Мужчины начинают бояться. А может педагог мужчин не любит?
Нет, что ты. Я обожаю мужчин.
- В каком смысле? Как ты относишься к сильному полу?
Именно, как к сильному полу!
- А есть какой-то идеальный образ мужчины?
Ну, надеюсь, умные мужчины не обидятся. У мужчины может быть любая внешность, любая профессия, но! У него должна быть интеллигентность и понимание искусства.
- То есть, он должен принадлежать к богеме?
Речь идет о внутренней культуре. Приведу пример. Была некоторое время назад в Париже на выставке Густава Климта и Оскара Кокошки. Там была картина Кокошки «Женщина с кошкой». Смотрю, любуюсь, вдруг слышу сзади так громко, аж на весь зал: «Где кошка? Бабу вижу, кошку не вижу!». И вот это я не люблю. Ни в мужчинах, ни в женщинах. Искусство это то, что нужно видеть, воспринимать сердцем.
- А что бы ты ожидала от мужчины?
Не критики, но помощи.
- Ты никогда ее показываешься в обществе с кавалерами? Их нет, или это – тайна?
Я бы сказала – случайная тайна. Мужчина, с которым я была бы не против появляться в свете, к сожалению, не всегда в Риге. Он – очень занятой человек.
- Есть еще какие-то требования? Я имею в виду мужчин.
Чтобы художественный взгляд и брутальность не соперничали, а сосуществовали.
Когда я работала гидом в Испании и водила туристов смотреть архитектуру Гауди, было два доминирующих типажа. Были те, кто восхищался его творчеством, а ведь его церковь - Sagrada Familia – и впрямь чудо, на детский замок из песочка похожа, его парк такой солнечный, и эти дома, где все линии изогнутые. Одни говорили: «Какой абсурд», а другие: «Как здорово, интересно было бы в таком доме пожить». Интересно, что первые – шли на корриду. А вторые – любоваться красотами Барселоны. И мне всегда было интересно именно с этими, со вторыми, людьми. Это не значит, что брутальности не должно быть, но хочется и романтики, и интеллекта, и художественного взгляда на жизнь.
- Что такое – художественный взгляд?
При таком подходе, даже бутерброд может стать красивым. Однажды мы ехали с группой в Эстонию, ехали очень долго, дорога вроде как – в Таллинн, а по времени - как до Парижа. Все проголодались, достали бутерброды. И я тоже. Сижу у окна, открываю контейнер, а там – красивые бутерброды (красиво разложенные помидоры, перчик, листья салата …). Все кто были в автобусе стали восхищаться красиво оформленным бутербродом и всем захотелось попробовать, так на всех и подели. Вот пример художественного взгляда на обычные вещи.
- А что еще ты ценишь в людях?
Ценю ум и стремление к чему то. У человека должны быть мечты. Мне очень нравится тост:
«За здоровье не пьют - о нем молятся;
За счастье не пьют - за него борются;
За любовь не пьют - ею занимаются;
Выпьем за мечты - пусть они сбываются!»
Без мечты не может быть счастья.
- Ты – крайне занятой человек, когда ты находишь время для своих мечтаний, для вдохновения?
Когда угодно. В автобусе, поезде, в маршрутке. Возникают идеи, образы. Я прихожу домой, выдавливаю краски и пишу.
- Но у тебя огромное количество картин. Когда ты успеваешь?
Стараюсь успеть все.
- В ущерб сну?
Нет, ночью никогда не пишу. Во-первых, ночью меняются цвета, а во-вторых, все-таки ночь – совсем для другого. В том числе – для любви.
Пожалуйста. Никогда не критиковать себя, день начинать с улыбки, просыпаться с любовью к близким. И, конечно, к себе. Открыть окно, вдохнуть полной грудью воздух, заварить хороший кофе, побаловать себя кремом, макияжем, запланировать, что весь день будет прекрасным.
Есть такой фильм с Джулией Робертс «Ешь, молись, люби». Это – мой любимый фильм. Там есть сцена, где героиня Джулии в Италии хочет принять ванну. И ее проводят в помещение, где стоит огромная старинная ванна, чуть ли не в тонну воды и заходит итальянка с чайником. И происходит диалог:
«- Тут мыться?
Да. А что не нравится?
А где вода?
В чайнике. Для того, что помыть то, что тебе необходимо в жизни, достаточно воды из этого чайника».
И ее героиня – поняла. Счастье – не в тоннах воды, не в роскошных дворцах, не в на мерседесах. Для того чтобы было все необходимое, иногда достаточно и чайника. Потому что счастье – это идти по жизни с улыбкой. Любить себя и свое окружение. Тогда радость приносят простые вещи – воздух, аромат кофе и даже – красивый бутерброд.
Я желаю всем женщинам: «Будьте счастливы, любите и радуйтесь жизни каждый день!»