Просмотры: 6 240

Ганимед (др.-греч. Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Тросаи Каллирои (или сын Лаомедонта; или сын Дардана; или сын Ассарака; или сын Эрихтония; или сын Троила). По «Илиаде», жил до Пелопа, но по «Малой Илиаде» Лесхея - после Пелопа.

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом- перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла). Зевс считал, что Земля — недостойное место для Ганимеда (по Менару).

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Узнав о похищении, отец Ганимеда Трой предался отчаянию, но Зевс утешил его тем, что его сын причислен к сонму богов. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Трою золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся не­взгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес.

Ему дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он стал виночерпием на пирах богов, сменив на этом посту Гебу, и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление. По Цицерону, он подает богам нектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду, он живёт на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей — утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, что­бы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночер­пия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея.

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою.

По истолкованию, был похищен царем Зевсом. Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал, который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По ещё одной версии, был похищен Миносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос.

Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса.

В виде вознаграждения за сына Зевс дал Трою пару божественных коней. Начиная с Пиндара прекрасный виночерпий богов и в особенности Зевса изображается его любимцем. Т. к. он в качестве виночерпия имеет при себе сосуд, то впоследствии его отождествляли с демоном источников реки Нила, и астрономы поместили его в числе созвездий под названием Водолея.

Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широ­ко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в «Мире» Аристофана, где главный герой отправляется верхом на скара­бее. Душа кельтского героя Луга, который в «Мабиногион» фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилон­ский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обыч­ное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара, а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляет­ся он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, которые символизиро­вали новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помо­щью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103 говорится: «…обновляется подобно орлу юность твоя».

Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар.15:12; 4 Цар. 23:7) вплоть до Вави­лонского пленения. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида, еще больше подчеркивает победу пат­риархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины впол­не могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно от­крылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сенти­ментальные чувства по отношению к своим ученикам (Федр. 279а-Ь). Но в других произведениях он заклеймил однополую любовь как проти­воречащую человеческой природе, и миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян (Законы. 636d). В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сде­лать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса». С распространением философии Платона жен­щины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие пози­ции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

Имя Ганимед, скорее всего, связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, прини­мая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. В латинском языке от слова Ганимед произошло слово catamitus, а из него англий­ское catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуаль­ного влечения.

В искусстве

Похищение Ганимеда — частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и др.). Ни одна из картин не пользуется такой популярностью, как картина Рембрандта в Дрезденской галерее. Художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность. Но надо полагать, что обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, — вряд ли бы Зевс, бог греков, решил, что Земля недостойна его. 🙂

В искусстве он изображается в виде нежного, расцветающего юноши, с фригийскою шапкою на голове, вместе с Зевсом или орлом.

Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758-1759

Баттиста Франко Венецианский, Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда. 1537-1541. Палаццо Питти

Ван Лоо. Введение Ганимеда на Олимп. 1768

Зевс и Ганимед. Скульптурная группа, возможно акротерий, из Олимпии. Около 470 года до н. э

Зевс и Ганимед-виночерпий. Краснофигурная ваза. 490-480 гг. до н.э.

К. В. Аллерс, Похищение Ганимеда. 1913.

Кампаньола Джулио Ганимед Около 1510-1515

Корреджо Ганимед Около 1531

Ле Сюёр Эсташ. Юпитер и Ганимед. 1644

Ганимед, красивый юноша, виночерпий богов на Олимпе

Ганимед, греч. - сын Троса и Каллирои, виночерпий богов на Олимпе. На картинке: Зевс и Ганимед, роспись древнегреческой вазы.

По мнению богов и людей, более красивого мальчика не было на свете, поэтому не удивительно, что Зевс и унес на Олимп. В древнейших мифах не говорится, как это произошло; согласно более поздним версиям, его унес орел (или сам Зевс, превратившийся в орла). На пирах Ганимед разливал богам нектар - напиток, дарующий бессмертие и вечную молодость. Зевс вознаградил Троса, подарив ему лучших коней под солнцем. Этих коней унаследовал сын Троса Ил, основатель Трои, а после него - царь Лаомедонт. Из-за этих коней у Лаомедонта возник спор с Гераклом - но об этом идет речь в соответствующих статьях.


Картина Рубенса «Похищение Ганимеда».

Из античных изображений Ганимеда наиболее известна статуя Леохара «Похищение Ганимеда орлом» (4 в. до н. э.), дошедшая до нас в римской копии, а также римские копии других греческих статуй: «Ганимед, наливающий нектар» и «Ганимед с орлом» (есть в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже). Сохранилось несколько изображений Ганимед на вазах 5-4 вв. до н. э. Из скульптурных работ заслуживает внимание терракотовая статуя «Похищение Ганимеда Зевсом» (примерно 470 г. до н. э.), очевидно, созданная коринфским мастером и хранящаяся теперь в Археологическом музее в Олимпии; на ней еще видны следы первоначальной раскраски. Она сложена из почти сотни обломков, которые были найдены за 60 лет (с 1878 по 1938).

Из произведений европейских художников прежде всего назовем «Похищение Ганимеда» Корреджо (ок. 1530; когда-то эта работа находилась в Картинной галерее Пражского града, теперь - в Венском Художественно-историческом музее) и одноименные картины Рембрандта (1635) и Рубенса (1636-1637), из скульптур - «Ганимед с орлом Зевса» Торвальдсена (1804). Перед Национальным театром в Братиславе стоит «Ганимедов фонтан» работы Тильгнера (1888).

Стихотворение «Ганимед» написал в 1774 г. Гёте, в 1906 г. - чешский поэт Я. Врхлицкий; в 1925 г. одноименный роман написал Карасек из Львовиц. Ганимед не расстался с Зевсом (Юпитером) до сегодняшнего дня: так называется один из спутников планеты Юпитер, открытый Галилеем в 1610 г. (и астероид 1036, открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде).

В переносном смысле (часто шутливо) Ганимед - официант: «Сонный ганимед, летавший вчера, как муха…» - Н. В. Гоголь, «Невский проспект».

Похищение Ганимеда орлом (Зевсом) в живописи

Баттиста Франко Венецианский, Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда. 1537-1541. Палаццо Питти

Рембрандт, Похищение Ганимеда. 1635. Дрезденская галерея

ГАНИМЕД

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГАНИМЕД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГАНИМЕД в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы …
  • ГАНИМЕД в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Ganymedes, ?????????). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался …
  • ГАНИМЕД
    В греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирон (Ноm. Il. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Ганимед, …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГАНИМЕ’Дв мифах древних греков троянский юноша, которого из-за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унес на Олимп. …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (?????????) в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., …
  • ГАНИМЕД в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его …
  • ГАНИМЕД в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии необыкновенно красивый юноша, к-рого Зевс похитил на Олимп и сделал своим возлюбленным. Образ Г. - постоянный источник …
  • ГАНИМЕД в Большом энциклопедическом словаре:
    спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ганимед (Ganymedes, мнеол.) - сын царя Троя, из-за необыкновеннойкрасоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем ивиночерпием Зевса. По …
  • ГАНИМЕД в Современном энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. в древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словарике:
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. В древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого Зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД
    ГАНИМ́ЕД, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диам. ок. 5260 км. Крупнейший из спутников …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, малая планета (№ 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диам. 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, в греч. мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ganymedes, мифол.) ? сын царя Троя, из-за необыкновенной красоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем и виночерпием Зевса. …
  • ГАНИМЕД в Новом словаре иностранных слов:
    (гр.) 1) в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил Зевс и сделал своим виночерпием; 2) астр. а) …
  • ГАНИМЕД в Словаре иностранных выражений:
    [гр.] 1. в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил зевс и сделал своим виночерпием; 2. астр. а) один из …
  • ГАНИМЕД в словаре Синонимов русского языка:
    астероид, герой, …
  • ГАНИМЕД в Словаре русского языка Лопатина:
    Ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Орфографическом словаре:
    ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В …
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
    (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, …

В одном лице и смертный сын царя Трои, и бог Ганимед - чего только не случалось с небожителями Олимпа и их любимцами. Прекрасный юноша, троянский царевич служил отцу и готовился провести жизнь, как все смертные: в трудах, а то и в страданиях, борьбе и болезни. А потом умереть. Ведь таков удел людей.

Миф о Ганимеде

Во время похищения Ганимед пас овец отца на склоне горы. Зевс послал своего орла выкрасть юношу, слух о красоте которого дошел даже до вершины Олимпа. Когда птица поставила Ганимеда перед троном Зевса, тот воспылал статью. Красивый мальчик стал подавать амброзию и нектар на пирах олимпийцев. По некоторым источникам, он был даже любовником Зевса.

Ганимед - бог чего?

Формально Ганимед богом или полубогом (как, например, Геракл) не был. Поэтому вопрос: "Ганимед бог чего?" не совсем верен. Рожденный человеком, он и после вознесения на Олимп не стал покровителем ремесла, природного явления, города или социального явления, как другие боги Древней Греции.

Ганимед с древнегреческого переводится как "приносящий веселье", и он был просто виночерпием на пирах Зевса и других небожителей. За свою красоту в дар от Громовержца Ганимед получил вечную юность и бессмертие - главные атрибуты бога, а также вошел в число избранных жителей Олимпа. По его просьбе Зевс оказал помощь Трое во время войны, приостановив корабли ахейцев. Другого "божественного" влияние на жизнь смертных бог Ганимед не оказывал.

Отец Ганимеда

Отец Ганимеда занимателен тем, что получил за сына богатые дары. Некоторые исследователи полагают, что их можно расценивать и как выкуп. Согласно "Илиаде" Гомера, это троянский царь Трос. Несмотря на то, что похищенный ребенок не был единственным, горе отца было безмерным. Чтобы утешить, Зевс открыл ему будущее Ганимеда - вечную юность и бессмертие сына, что должно было примирить Троса с потерей. Еще Громовержец расщедрился и подарил царю Трои пару прекрасных коней и золотую виноградную ветвь. Это была работа лучшего мастера - самого Гефеста.

Так что сделка оказалась выгодной. Ведь многие любовницы верховного бога ничего не получали в дар и страданиями расплачивались за его похождения. Жена Зевса, богиня Гера была ревнива и мстительна. Сил расквитаться с божественно сильным мужем у нее не было, и она отыгрывалась на его пассиях. В отличие от других возлюбленных верховного бога, Ганимеду повезло - он сам был одарен сверх меры, став бессмертным. Он остался подле Зевса, был любим, обласкан, наслаждался жизнью в райском месте. Еще и отец получил великолепные дары.

Источники мифа о Ганимеде

Самый известный литературный источник, который повествует о Ганимеде - "Илиада". Это творение Гомера. Есть другие источники мифов о Ганимеде, и они разнятся в деталях. Например, один утверждает, что сам Зевс обернулся орлом и похитил мальчика. В более поздних вариантах мифа у Зевса была птица-служитель, которая носила стрелы-молнии Громовержца и исполняла другие деликатные поручения: похищала для хозяина любовниц, клевала печень Прометея.

Любой миф переживал трансформацию во времени. Он дополнялся, расширялся, менялась концовка. Развитием мифа о Ганимеде является то, что изначально в него влюбилась и похитила Эос У нее орел выкрал любовника для Зевса.

У мифа изначально, как у народного предания, не могло быть конкретного автора и жестко закрепленного литературного источника. В разное время на территории Древней Греции были и разрозненные города-государства с разными верховными богами и своими мифами, и централизованная власть, особенно, после оккупации полуострова римлянами, которые и привнесли свое в легенды. Так пришла идея о допустимости мужеложства, и Ганимед из виночерпия превратился в любовника Зевса.

Кстати, должность прекрасного мальчика трактовалась по-разному. Некоторые античные авторы допускали, что на Олимпе Зевс употреблял вино - плод виноградной лозы. Кто-то считал это кощунством, утверждая, что только нектар и амброзия - пища, достойная богов. А вино - удел смертных.

Историю Ганимеда упоминал Еврипид. Драматургия золотого века древнегреческого искусства впитала, переосмыслила, сохранила и трансформировала множество мифологических сюжетов. И по мере развития театрального искусства, особенно трагедии, несмотря на сверхъестественную завязку и всесильных героев-богов или особо одаренных смертных, этические, социальные и моральные вопросы по-прежнему остро переживались. А главное, далеко не всегда приводили к счастливому финалу.

Ганимед в поэзии

Согласно поэту Вергилию и его поздней версии мифа в эпосе "Энеида", бог Ганимед сместил Гебу на почетном посту виночерпия на божественных пирах. Она была дочерью Геры, злой и ревнивой жены Зевса. Та, будучи богиней, не перестала быть женщиной и знала, как добиться своего от мужа. Она принялась пилить благоверного. Когда Зевсу прискучили беспрестанные жалобы Геры, он обернул Ганимеда (на фото), чем увековечил красоту любовника среди небесных светил.

Ганимед в искусстве

История Ганимеда вдохновляла многих художников и скульпторов. Античные ваятели посвящали ему статуи. Например, древнегреческий бог Ганимед (на фото ниже) работы скульптора Леохара. Статуя известна по римским копиям, носит название "Ватиканский Ганимед", там же и расположена.

В эпоху Возрождения похищение орлом (или обернувшимся им богом) Ганимеда неоднократно было сюжетом в живописи. Многие мастера хотели прославить свой гений, изобразив настолько прекрасного юношу, что за одну красоту ему были дарованы бессмертие и вечная юность.

У Рубенса есть две картины о похищении мальчика. Первая - очень динамичная, контрастная, драматичная: белое тело напуганного юноши на фоне черного орла, напористого и жесткого. На второй картине художник написал уже прибытие Ганимеда, как Геба передает ему золотую чашу для служения на пиру. История написана яркими красками, но гораздо более спокойная - это же Олимп, место благословенной жизни избранных.

Другой известный нидерландец Рембрандт написал историю реалистично, несмотря на мифологический сюжет. Страх маленького ребенка мастерски передан. А в совокупности с мрачными цветами полотна - это оказывает психологический эффект. История кажется реальной и трагичной.

Ганимед в астрономии

Римский бог Юпитер (аналог Зевса в греческой мифологии) был многоженцем, имел многочисленных любовниц. Характерно, что у планеты с его именем много спутников (на данный момент открыто почти 70). бога Ганимеда носит один из Компанию ему составляют еще три спутника - другие любовницы верховного сладострастного бога - Ио, Каллисто и Европа.

Картины, поэтические эпосы, скульптуры, даже далекие звезды состязаются между собой, но остаются лишь отражением красоты мифически прекрасного юноши - бога Ганимеда.

Ганимед, сын Троса, именем которого названа Троя, был самым прекрасным из когда-либо живших на земле юношей, и поэтому боги оказали ему честь быть виночерпием Зевса. Говорят также, что Зевс, возжелав иметь Ганимеда в своей постели, спрятался под орлиными перьями и похитил юношу, гулявшего по троянским лугам .

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес .

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея .

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

* * *

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой