Очередным классом линейных кораблей после «Orion» стал класс «Кинг Джордж V» (King George V Class). На протяжении 1911-1913 годов было создано 4 судна, которые принимали непосредственное участие в период I мировой войны. Название класса появилось в результате старинной традиции. После восхождения на трон следующего правителя новый строящийся крупный корабль должен быть назван его именем. Летом 1911 года после смерти Эдуарда VII Великобритания получила короля Георга V. Именно он стал крестным отцом первого одноименного дредноута.

Отличия «Кинг Джорджа V» от других дредноутов

Конструкция кораблей незначительно отличалась от своих предшественников:

  • Увеличена длина корпуса до 182 метров, соответственно водоизмещение стало больше на 800 тонн;
  • Противоминная артиллерия была размещена таким образом, чтобы основной огонь велся с носовой части;
  • Усилена броневая защита ангаров со снарядами, машинного отделения и центрального поста управления;
  • Скорость хода превышала 22 узла, предыдущие аналоги так и не смогли достичь этой отметки;
  • Конструкторы сумели уменьшить проблему с дымовой завесой. В прошлых моделях фок-мачта размещалась на громоздкой треноге за дымовой трубой. Нынешний корабль был оснащен легкой мачтой, которая находилась перед трубой.

Бронирование, вооружение «Кинг Джорджа 5»

Внешняя поверхность бортов была покрыта 304-мм бронированной сталью в нижней части судна и 229-мм щитом вверху. Защитные противоторпедные экраны были увеличены и закрывали помещения с котельными установками, а также места хранения боеприпасов.

Вооружение ничем не отличалось от дредноутов « ». Оно включало: 5 пар главных артиллерийских пушек калибром 343 мм, 16 единиц 102-мм противоминных установок, зенитную артиллерию, торпедные аппараты и 4 салютные пушки. Перестановка 12 из 16 имеющихся противоминных орудий Mark VII позволила сконцентрироваться на передней части корабля – именно сюда чаще всего целились вражеские эсминцы и торпедоносцы.

Служба

Незадолго до начала войны «Кинг Джордж V» стал участником торжественной церемонии по случаю увеличения Кильского канала, объединяющего Северное и Балтийское моря. Немецкий монарх Вильгельм II впервые вступил на палубу британского линкора. Судно со своим близнецом «Аяксом» прослужило до 1923 года, спустя несколько лет они были разобраны на металлолом.

Другой дредноут описываемого класса носил имя «Одейшес» и имел куда более трагичную судьбу. В том же 1914 году судно наскочило на мину, которая сдетонировала на 5-метровой глубине. Экипаж приложил все усилия для спасения корабля и взял курс на ближайший порт. Однако через 12 часов судно затонуло. В момент погружения под воду произошел взрыв нескольких фугасных снарядов. По роковому стечению обстоятельств осколок одного из них отлетел на расстояние более 700 метров и убил офицера, находящегося на борту легкого крейсера «Ливерпуль». Это была единственная человеческая жертва в результате крушения «Одейшес».

Четвертый близнец «Кинг Джордж V», именуемый «Центурион», стал свидетелем двух великих войн. Оказывал содействие в Ютландском сражении. Начиная с 1919 года, в группе 4-й эскадрильи патрулировал в Средиземном и Черном морях. В период российской гражданской войны 1917-1922 годов в рамках союзнической военной экспедиции линкор привлекался к обмену военнопленных в Грузии. В 1926 году было принято решение о выводе «Центуриона» из состава флота. Во время морских учений его использовали в качестве мишени. Однако перед началом II мировой войны судно переоборудовали. Оно служило в ремонтных целях, а в военный период участвовало в операции Vigorous. В 1944 году последний линкор класса «Кинг Джордж V» был затоплен.

Низкие, похожие на утюги силуэты, угловатые надстройки... Британские линейные корабли типа "Кинг Джордж V" внешне впечатляют гораздо меньше, чем пропорциональные и внушительные германские линкоры, или оригинальные французские, и на первый взгляд кажутся значительно менее интересными. Однако именно эти корабли стали основой морской артиллерийской мощи Британской империи в годы второй мировой войны. Именно с их участием были потоплены два линкора из четырех, уничтоженных в основном артиллерийским огнем из орудий крупного калибра за 6 лет сражений на всех океанах и морях мира. Причем жертвами последнего поколения английских capital ships пали новые и очень сильно защищенные германские корабли, "Бисмарк" и "Шарнхорст", тогда как погибшие в неравных боях на Тихом океане линейный крейсер "Кирисима" и линкор "Фусо" являлись слабо бронированными устаревшими судами. 5 "кингов" стали самой крупной серией линейных кораблей "вашингтонского’ типа и последними массовыми крупными кораблями "владычицы морей".

Прим. OCR: издание выпущено в формате серии "Боевые корабли мира"/"Корабли и сражения", но другим издателем.

История создания

История создания

История проектирования линкоров типа ’Кинг Джордж V" является, пожалуй, наиболее протяженной из всех ’капитальных" боевых судов второй мировой войны. После подписания Лондонского морского договора в 1930 г. англичанам предстояло безучастно наблюдать, как в Германии создавались ’карманные линкоры", как Франция в противовес им строит линейные крейсера нового поколения "Дюнкерк" и "Страсбур", и, наконец, как немцы парируют появление французских линейных крейсеров закладкой в 1934 г двух своих новых быстроходных линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Сама Британия после постройки "Нельсона" и "Родни’ полностью исчерпала лимит отпущенного ей по соглашениям водоизмещения в классе линейных кораблей, а срок возможной замены уже имевшихся в строю истекал лишь в конце 30-х годов. Английским политикам оставалось только раскладывать стратегические пасьянсы, а конструкторам - пробовать свои силы лишь на чертежных досках.

Затянувшиеся "кораблестроительные каникулы" весьма болезненно сказались на британском кораблестроении. В особенности это касалось тех его элементов, которые были связаны с постройкой больших кораблей. В связи с прекращением финансирования и отсутствия зарубежных заказов в упадок постепенно приходили производство брони и крупнокалибеных орудий. Такая же судьба ожидала знаменитые конструкторские бюро флота и ведущих фирм. Поэтому последовало решение Совета Адмиралтейства о необходимости изучить возможные характеристики будущих линейных кораблей - вне зависимости от того, что в ближайшее обозримое время постройка их не предполагалась. Первые работы такого рода предпринимались еще в 1928 г, однако всерьез развернулись они только с весны 1933 г.

Предполагалось, что первым делом следует заменить слишком медленные для 30-х годов корабли серии "R" {болee быстроходные "Куин Элизабет" и линейные крейсера могли оставаться в строю на несколько лет больше). Уже явно наметившиеся тенденции развития линкоров требовали создания быстроходной единицы. Однако история разработки проекта "Нельсона" и ’Родни" явно свидетельствовали о невозможности сочетать большую скорость и сильное вооружение при достаточной защите в пределах договорных 35 тысяч тонн. Щекотливость ситуации состояла в том, что с одной стороны 1 января 1937 г теоретически завершался срок действия Лондонского договора, и его участники могли начать новую гонку размеров, а с другой - в интересах Великобритании было максимально ограничить величину будущих линейных кораблей, исходя из финансовых соображений и сохранения status quo. Стремление соединить несоединимое привело к появлению весьма неожиданных штабных требований. Так, от разработчиков требовалось создать корабль, вооруженный восемью 15- или 16-дюймовыми орудиями в традиционных четырех двухорудийных башнях, с двенадцатью 6-дюймовыми неуниверсальными пушками, расположенными в казематах по типу супердредноутов конца первой мировой войны, 120-мм или 102-мм зенитной артиллерией, 10 надводными торпедными аппаратами и максимальной скоростью 23 узла. Такой вариант являлся заметным шагом назад даже по сравнению с подвергавшимися критике "нельсонами*. Развития проект не получил и "умер" на стадии эскизов.

Прошло чуть больше полугода, и требования к новому линкору резко изменились. Состоявшееся в январе 1934 г совещание, в котором приняли участие в частности Первый морской лорд (морской министр) адмирал Чэтфилд, представитель Британии на международных морских конференциях вице-адмирал Литтл, и Контроллер флота, контр-адмирал Форбс, вынесло вердикт, гласивший, что в ближайшим будущем размер "капитальных* кораблей будет резко ограничен. Англия сама предложила в Женеве остановиться на единицах в 25000 т, вооруженных 12-дюймовыми орудиями, или даже всего в 22000 т с 11-дюймовками. Япония готова была согласиться на 25000 т и 14 дюймов. Франция строила в это время "Дюнкерк" (формально 26 500 т), вооруженный 13-дюймовыми (330-мм) пушками, и также не была против того, чтобы он оставался одним из самых больших новых кораблей. Только Соединенные Штаты настаивали на сохранении прежних пределов (35000 т и 406-мм), но англичане считали, что их удастся "дожать" до 28000- тонного линкора с 12-дюймовыми орудиями. Поэтому результатом совещания было решение разрабатывать корабль именно с такими параметрами.

5 апреля 1935 г руководитель отдела кораблестроения представил на рассмотрение 4 проекта, составленные в соответствии с выдвинутыми требованиями. Водоизмещение колебалось от 28130 т до 28500 т, скорость у первых двух (12-N и 12-0) составляла 23 узла, у двух других (12-Р и 12-Q) была всего на четверть узла больше. Зато первая пара имела на пол-дюйма более толстый пояс (318 мм вместо 305! мм в районе погребов и 293 мм вместо 280 мм на протяжении энергетической установки (ЭУ) и палубу (140 мм вместо 127 мм над погребами и 88 мм вместо 76 мм над машинами, котлами и рулевым управлением). Башни и барбеты на всех проектах серии "12" имели одинаковую толщину 293 мм (11,5 дюйма). Наиболее сильно разнилось вооружение: на 12-0 и 12-Q девять 305-мм орудий размещались в трехорудийных башнях, на 12-N применялось стандартное расположение (8 орудий в четырех башнях), а на 12-Р десять пушек того же 305-мм калибра помещались в пяти двухорудийных установках. Все проекты предусматривали 12 пушек вспомогательного калибра (152 мм) с ретроградным казематным расположением наряду с таким же количеством 120-мм зениток в спаренных "межпалубных" установках, которые предполагалось разработать для вооружения линкоров и авианосцев. Дополняли вооружение четыре 8-ствольных "пом-пома" и 10 торпедных аппаратов, перекочевавших из задания 1933 г. Проекты по-прежнему включали ряд нелепостей (сохранение двух вспомогательных калибров на столь небольшом корабле, казематное расположение, торпедные аппараты и др.). Вместе с тем в них появились технические решения, сохранившиеся в дальнейшем; в частности, внешнее и вертикальное расположение брони вместо внутреннего наклонного пояса на "Нельсоне". В целом же английский вариант линкора ограниченного водоизмещения значительно уступал примерно равному по размеру "Дюнкерку" практически по всем параметрам.

Несомненно, неудача именно этих разработок сыграла свою роль в том, что Британия более не настаивала на радикальном ограничении размеров линкоров. Специалисты убедились сами и убедили Адмиралтейство в невозможности создать полноценный боевой корабль в пределах 25-28 тыс. т. Между тем все яснее становилось, что основные морские державы-соперники планируют создание быстроходных и сильно защищенных единиц предельного водоизмещения - 35 тыс. тонн.

Поэтому в 1935 г требования Адмиралтейства резко изменились в направлении создания именно такого корабля. В управлении военного кораблестроения был разработан ряд эскизных проработок с самыми различными комбинациями вооружения, скорости и защиты.

Основные характеристики проектов британских линейных кораблей, 1935 г.
Проект 16А 16В 16С 15А 15В 14А 14Q 14С 14D 14Е 14F
Длина макс., м 234,9 234,9 234.9 234,9 225,7
Ширина, м 31,7 31,7 31,7 31,7 31,7
Средняя осадка, м 8,54 8,54 8,54 8,54 8,54
Мощность, тыс. л.с. 112 112 112 112 112 80
Скорость, уз. 30 27 27 30 27 23 23 30 30 30 27
Вооружение ГК 9-406 8-406 9-406 9-381 9-381 12- 12- 12- 8-356 10-356 12-
356 356 356 356
Толщина брони, мм
Пояс(погреба) 305 356 317 317 356 343 " 343 305 356 317 343
Пояс (ЭУ) 280 343 317 317 343 317 317 280 343 317 305
Палуба(погреба) 127 152 133 133 152 127 127 127 159 133 152
Палуба (ЭУ) 76 133 121 121 140 89 89 89 127 133 102
Барбеты (макс.) 305 305 343 305 343
Башни (лоб) 406 305 305 305 305
Башни (крыша) 229 190 190 190 190
Вес мех-мов, т 2875 2375 2375 2875 2375 1950 1900 2875 2875 2875 2375
Вес вооружения, т 7160 6450 7160 6270 6270 7150 6860 7160 5770 6060 6860
Вес брони, т 10075 11725 11015 11155 11955 11325 10525 10075 11955 11395 11365

Постоянными для всех проектов оставалось стандартное водоизмещение в 35000 т, а также нормальный запас топлива 4000 т.

Первоначально лорды склонялись к принятию наименее удачных 14-дюймовых вариантов с 23- узловой скоростью - "14А" или "14-Q". Однако сведения о 30-узловых линкорах, проектировавшихся в Италии, Франции, Германии и США, выдвинули на первый план гораздо более разумные варианты ("14-D" - "14- Е"). Оказалось, что можно сохранить практически то же вооружение и бронирование, повысив ход до 27 узлов. После определенных сомнений было решено остановиться именно на такой скорости, поскольку более высокая (например, 30 уз.) значительно более заметно влияла на остальные характеристики. Привыкшие мыслить стратегически, англичане справедливо считали, что в операции разница между такими судами будет небольшой, а на тактику гораздо сильнее влияют всевозможные непредсказуемые заранее факторы, чем лишние 10 % хода.

Значительно большие колебания вызвал выбор калибра артиллерии и толщины бронирования. Здесь требовалось предсказать, на каких дистанциях будут проходить будущие сражения. 8 середине 30-х годов штабные рекомендации предполагали, что для решительного боя линкорам потребуется сблизиться на 60- 80 каб. Не отрицалось, что они смогут достичь заметного процента попаданий и на 90-100 каб., но потопить друг друга на таком расстоянии не сумеют. Близкие дистанции требовали более толстой брони, тогда как калибр орудий приобретал скорее второстепенное значение. Пушки меньшего калибра в теории могли развивать несколько большую скорострельность (примерно 2 залпа в минуту у 14-дюймовых против 1,5-1,7 у 16-дюймовых); именно на меньших дистанциях, где время полета снаряда до цели не превышало 20-30 сек., можно было пытаться это преимущество реализовать.

Проекты "14-С" и "16-А" оказались отвергнутыми из-за слишком слабой горизонтальной защиты, оставлявших их беззащитными против огня 381-406-мм орудий на дальних дистанциях. "14-D" выпал из рассмотрения, как недостаточно вооруженный. Хотя при сравнении варианта "14-F" с "16-А" и "15-А" указывалось, что 14-дюймовый линкор столь же мощен, как и более крупнокалиберные варианты, но вот среди 27- узловых наиболее предпочтительным представлялся "16-С"; примерно эквивалентным ему оказывался и "15-В". В окончательном решении совещания в Адмиралтействе от 20 сентября 1935 г говорилось о том, что следующие линейные корабли будут иметь девять 381-мм орудий и скорость "не менее 29 узлов". Предполагалось, что они составят основу флота Великобритании в северо-европейских водах (Флот метрополии - "Home Fleet"), а для борьбы с вооруженными 406-мм пушками американскими и японскими кораблями будет построена следующая серия. Так что 14- дюймовый проект отнюдь не был в числе фаворитов.

Тем не менее, именно он в конце концов стал основным. Тому нашлось несколько причин, основной из которых являлись политические соображения. Осенью 1935 г в Адмиралтейство поступили данные дипломатического зондирования, говорящие о вероятном согласии Соединенных Штатов на ограничение будущих линкоров теми же 35000 т, но с вооружением калибра не более 356 мм. Предполагалось, что к такому соглашению примкнет и Япония. Находившейся в не слишком хорошем финансовом положении Великобритании приходилось срочно сделать свой выбор, поскольку для ввода в строй кораблей в 1940 г на разработку и производства нового орудия оставалось менее трех лет. Не имея твердой уверенности в намерениях своих заокеанских соперников, англичане все же не могли игнорировать возможность договориться на выгодных для себя условиях. Правильнее всего было бы разрабатывать сразу два образца (например, 356- и 406-мм калибра), но нехватка средств не позволила этого сделать. Поэтому 10 октября 1935 г окончательно решили строить 35-тысячетонные линейные корабли с вооружением из 12 356-мм орудий и скоростью 28 уз. В конце ноября проект прошел утверждение в кабинете министров и стал руководством к действию.

Решение Адмиралтейства оказалось неудачным. Англичане "не угадали" с калибром, поскольку давно ожидаемая конференция об ограничении морских вооружений, состоявшаяся в Лондоне в конце 1935 - начале 1936 г, не дала ожидаемых результатов. Хотя Англия, США и Франция подписали в марте 1936 г соглашение, включавшее, в частности, пределы для линкоров в 35 тыс. т и 14 дюймов для артиллерии, но в нем оставалась огромная "дыра". Одна из статей гласила, что если в течение года к договору не присоединится Япония, то страны-участники могут повысить калибр до 16 дюймов. Более того, указывалось, что если какое-либо государство, не подписавшее соглашение, превысит оговоренные размеры, то "подписанты" также могут увеличить параметры своих линкоров до аналогичных значений. По сути дела, второе Лондонское соглашение оказалось мертворожденным, что история только подтвердила. Англичане оказались единственными, придерживавшимися правил игры, что, конечно же, сказалось на боевых свойствах последней серии их "капитальных судов". Впрочем, главные неприятности с вооружением еще были впереди.

Тем временем проектирование шло своим чередом. 12 ноября 1935 г, через месяц после принятия принципиального решения контроллеру флота был представлен проект "14-L", имевший все основные характеристики будущего "Кинг Джордж V".

Поскольку на корабле предусматривалась новая для Британии схема ЭУ с шахматным чередованием машинных и котельных отделений, консервативным специалистам Королевского флота показалось опасным иметь характерные для этой схемы длинные валы. К управлению военного кораблестроения было выдвинуто требование подготовить другой вариант, с несколько более короткими валопроводами. Альтернативный проект, "14-N", по основным характеристикам совпадал с "14-L", а по внешнему виду отличался одной дымовой трубой вместо двух, что по соображениям проектировщиков могло затруднить противнику определение направления движения корабля на больших дистанциях. Более существенные изменения таились внутри корпуса. Чтобы укоротить валы на примерно 10 м, пришлось сдвинуть турбины в корму, а 114-мм установки и их погреба сконцентрировать перед машинным отделением.

"Смотрины" обоих вариантов состоялись на заседании коллегии Адмиралтейства сразу после наступления нового, 1936 г. Заместитель начальника Морского штаба и контроллер флота высказались в пользу проекта "14-N". Наиболее существенным результатом этого совещания стало изменение вспомогательной артиллерии. Вместо 10 установок 114-мм калибра решили оборудовть линкор 8 башнями с 133-мм универсальными пушками, составлявшими основное вооружение новых крейсеров ПВО типа "Дидо", тем самым усилив как зенитный огонь, так и, в особенности, способность отражать атаки эсминцев. "Изюминка" решения заключалась в том, что проектирование новой установки еще даже не начиналось, и срочно вызванный директор отдела морской артиллерии обещал представить дополнительную информацию только в конце года!

В итоге родился очередной вариант, уже "14-0", отличавшийся увеличенной на пол-узла скоростью (28,5 уз. при стандартном водоизмещении) и запланированной форсировкой турбин на 10% мощности (до 110 тыс.л.с.), что позволило бы сохранить скорость более 28 узлов при полном водоизмещении. Пояс теперь варьировался не только по длине, но и по высоте, составляя в районе погребов главного калибра (ГК) 152 мм по нижней кромке, 356 мм по ватерлинии и 330 мм по верхней кромке, а в районе ЭУ соответственно 127, 330 и 305 мм. Несколько пострадало по сравнению с вариантом "L" и горизонтальное бронирование (палуба над погребами 140 мм, над машинами 114 мм). На чертеже также впервые появились 133-мм универсальные установки среднего калибра, разрабатываемые в это время для новых крейсеров ПВО.

Проект приобретал законченные очертания. И тут сказались последствия поспешного выбора 14- дюймового главного калибра. Защита корабля планировалась именно против аналогичных снарядов, поэтому известия о возможном появлении 15-дюймовок у линкоров европейских держав и 16-дюймовых орудий у американцев и японцев заставляли срочно пересмотреть схему бронирования в сторону его усиления. Между тем "размазанная" по большой высоте броня и так поглощала муть более трети водоизмещения, и резервов для ее усиления было немного. В числе предложений фигурировали: уменьшение высоты пояса на 1 палубу (т.е. примерно на 1 /3), уменьшение скорости на 2 узла, и ослабление вооружения до 9 орудий того же калибра в трехорудийных башнях. Все предложенные варианты представлялись крайне нежелательными, поскольку значительно ослабляли общую мощь линкора. Уменьшение высоты пояса резко уменьшало боевой запас пловучести, снижение Скорости автоматически приводило к укорачиванию корпуса, что просто не оставляло места для корабельных самолетов (не говоря уже о тактических неудобствах), а девять четырнадцатидюймовок ставили новый корабль в невыгодные условия по отношению к зарубежным новым линкорам, среди которых "британцы" становились самыми слабыми в артиллерийском отношении. Неплохим выходом казалась замена ГК на восемь 381 - мм (как в варианте "15-С", сочтенным в свое время наилучшим). Это позволяло сэкономить нужные 800 т, не ослабляя огонь и применив излюбленное симметричное расположение четырех двухорудийных башен, но Англия хотела честно придерживаться Лондонского соглашения. Итогом явился компромисс - из числа тех, который нельзя назвать счастливым. На линкоре сохранили обе нижние 4-орудийные башни, а верхнюю носовую ("В") заменили двухорудийной. Таким образом, линейный корабль потерял 2 орудия, при этом сроки готовности его вооружения отодвинулись еще на несколько месяцев, поскольку требовалось создать и запустить в производство две артиллерийские установки вместо одной. До предполагаемого вступления первой единицы серии в строй оставалось 4 года, а разработка двухорудийной башни даже не была включена в планы. В ряде источников отмечается, что 10- орудийное расположение выбрано из соображений сохранения остойчивости, однако основной причиной являлась необходимость усиления бронирования и защиты. Более того, из-за изменения распределения весов по длине корпуса пришлось произвести пересчет продольной нагрузки и перенести всю цитадель примерно на 2 м к носу. Между тем специалистам не понравилось сосредоточение вспомогательной артиллерии, возникшее в результате попытки уменьшения длины валов. Теперь более опасной показалась возможность затопления всех 133-мм погребов одним подводным взрывом, и универсальную артиллерию вновь разнесли в виде двух групп, как в проекте "L". Естественно, что длина валов при этом снова увеличилась. Все изменения были зафиксированы новым вариантом "14-Р", в котором от варианта "N" остался только высокий пояс. Единственным позитивным итогом оказалась экономия примерно 850 т, из которых 770 т дала замена 4-орудийной башни на 2- орудийную.

Стадия проектирования завершилась. 21 апреля 1936 г британский парламент санкционировал постройку двух единиц, включенных в программу 1936 г. 29 июля был выдан официальный заказ на новые линкоры, хотя окончательный проект их все еще не был утвержден советом Адмиралтейства. Хотя 24 мая проект "14-Р" стал единственным вариантом, окончательные чертежи, несмотря на весьма интенсивную работу, удалось завершить только к началу октября. 15 октября совет Адмиралтейства окончательно принял проект к исполнению.

Данные окончательного варианта проекта "Кинг Джордж V" (проект 14Р) по состоянию на сентябрь 1936 г.
Стандартное водоизмещение, т 35000 Бронирование, мм:
Длина между ПП, м 213,5 Пояс по ВЛ в р-не погребов 381
Длина по ВЛ. м 225,7 Пояс по ВЛ в р-не машин и котлов 356
Длина макс., м 227,2 Траверзы 254 и 305
Ширина макс., м 31,4 Барбеты 356
Осадка среди, при станд.водоизм.,м 8,54 Башни, лоб 343
Осадка среди, при полн.водоизм.,м 9,61 Башни, бок 229
Мощность, л.с. 100000* Башни, крыша 152
Скорость при станд.водоизм., уз 28,5* Башни, задн. плита 178
Скорость при полн.водойэм., уз 27,5* Главн. палуба над погребами 152
Запас топлива, т 3700 Главн. палуба над машинами и котлами 127
Дальность 10-уз. ходом, миль 14000 Нижняя палуба в носу 127-64
Экипаж, чел. 1645 Нижняя палуба в корме 127-114
Вооружение: 4"К 10-356 мм Вспом. артиллерия, бок 51-25
Универсальный калибр 16-133 мм Вспом. артиллерия, крыша 25
Зенитные автоматы 32(4x8)-40 мм Рубка бока Крыша и пол 114-76
16(4x4)- 12,7 мм 51
Самолеты 4 Противоторпедная переборка 44

Примечания:

1) Боезапас главного калибра при стандартном водоизмещении должен был составлять 80 снарядов на орудие, вспомогательного калибра - 200 снарядов на орудие, зенитных автоматов - 500 патронов на ствол, 12,7- мм пулеметов - 2500 патронов на ствол.

2) Приведенная скорость соответствует проектной мощности 100000 л.с. Предполагалось возможность 10%-ной форсировки турбин и котлов в бою (до мощности 110000 л.с.), что должно было соответствовать увеличению скорости на 0,75 узла как при стандартном, так и при полном водоизмещении.

В том же месяце лордам Адмиралтейства предстояло принять еще одно важнейшее решение. Предстояло утвердить проект, по которому будут строиться следующие 3 единицы, включенные в кораблестроительную программу 1937 г. И, как это неоднократно имело место во многих странах, срочность сказалась на качестве. Теоретическая возможность исправить ситуацию с вооружением осталась нереализованной. Хотя Лондонское соглашение совершенно очевидно дышало на ладан, Япония еще не высказалась официально, и Контроллер флота предложил, чтобы единицы программы 1937 г полностью повторяли своих предшественников. Впрочем, любой другой вариант, даже в отсутствии договорных ограничений, привел бы к значительным задержкам. Новые орудия и их установки отложили бы срок вступления кораблей в строй не менее чем на год-полтора. Возвращение на место 4- орудийной башни "В" с сохранением усиленной защиты требовало увеличения водоизмещения примерно на 1000 т, но главное - значительного изменения проекта с перепланировкой внутреннего расположения погребов. Артиллерия и так оставалась критическим моментом, поскольку первые 3 башни ожидалось получить только к маю 1940 г, что окончательно ставило крест на первоначальном плане вступления в строй первого корабля серии в июле того же года.

Единственным утешением являлось практическое слияние обоих программ, 1936 и 1937 г: Разница в сроках закладки первого и последнего корабля составила всего полгода. 1 января 1937 г на верфях самых известных британских "линкорных" фирм "Виккерс- Армстронг" и "Кэммел Лэйрд" были заложены кили "Кинг Джордж V" и "Принс оф Уэлс". 5 мая - дата официального начала постройки "Дьюк оф Йорк" (первоначально названного "Энсон") на заводе "Джон Браун и К°" в Клайдбанке. 1 июня и 20 июля на стапелях фирм "Фэйрфилд" в Глазго и "Суон Хантер" в Уолсэнде были заложены две последние единицы серии, первоначально названные в честь руководителей Гранд-флита в первой мировой войне, адмиралов Джеллико и Битти. Однако увековечивание столь близких по времени персон (оба флотоводца ушли из жизни в 1935 и 1936 г.) не отвечало британским традициям, и в качестве окончательных названий избрали имена более "проверенных временем" адмиралов Энсона и Хау.

Постройка новых линкоров проходила в условиях военного времени, что сказалось на сроках. Если для головного корабля более или менее удалось выдержать запланированный темп постройки, то задержки с остальными составляли несколько месяцев. (В особенности это относится к двум последним единицам серии). Также обращает на себя внимание значительный промежуток времени между формальным вводом в строй (принятие комиссией) и реальной боеготовностью кораблей. Даже в условиях военного времени и острой необходимости в новейших линкорах он составлял 4-6 месяцев. В итоге флот получил свои первые "капитальные суда" нового поколения только на втором году войны, а две последних единицы вошли в его состав уже тогда, когда наиболее острая нужда в них миновала. Впрочем, подобная ситуация оказалась характерной для всех основных морских держав, кроме Японии, приступившей к боевым действиям в конце 1941 г. с практически завершенной кораблестроительной программой.

Данные по постройке линейных кораблей типа "Кинг Джордж V"
Название "King Georqe V" "Prince of Wales" "Duke of York" "Anson" "Howe"
Фирма-строитель, место постройки "Виккерс-Армстронг" (Уокер-он-Тайн) "Кэммел Лэйрд" (Биркенхед) "Джон Браун & К"(Клайдбэнк) "Суон Хантер" (Уоллсэнд) "Фэйрфилд" (Гоуэн)
Заложен 1 января 1937 1 января 1937 5 мая 1937 20 июля 1937 1 июня 1937
Спущен 21 февраля 1939 3 мая 1939 28 февраля 1940 24 февраля 1940 9 апреля 1940
Принят комиссией 30 сентября 1940 19 января 1941 20 августа 1941 14 апреля 1942 2 июня 1942
Укомплектован 11 декабря 1940 3 марта 1941 4 ноября 1941 22 июня 1942 28 августа 1942
Готов к действиям 19 января 1941 22 мая 1941 22 декабря 1941 Сентябрь 1942 Декабрь 1942
Водоизмещение, т
на испытаниях 41630 42100 42550 42530 42600
полное 42327 43786 43337
Полное в 1944-45 гг 44460 (1944 г) 44790 (1944 г) 45360 (1945 г) 45226 (1945 г)

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а в строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.

В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк». 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.

После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.

Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 — 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.

Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу-са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец-кие корабли были выведены из строя явно без проби-тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме-нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
— Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».

Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие - довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.


Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление , с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил , точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек - Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.


Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов , больше не буду пробовать, очень сложный материал , не советую.
Краски: акрил Тамия, Футура . Смывка, эмаль Тамия. Финальный

Заложен в 1937 г., спущен на воду в 1939 г. 
Водоизмещение стандартное 36 000 т, нормальное 40 000 т, полное 44 400 т. Длина максимальная 227,1 м, ширина 31,4 м, осадка 9,7 м. 
Мощность 4-вальной паротурбинной установки 110 000 л. с., скорость 28 уз. 
Броня: главный пояс в середине 356-381 мм, в носу и корме 140-114 мм, верхний пояс 25 мм, башни и барбеты 406 мм, броневая палуба 127-152 мм, рубка 76 мм. 
Вооружение: десять 356-мм, шестнадцать 133-мм универсальных орудий, от тридцати двух до семидесяти двух 40-мм зенитных автоматов. 
Всего построено 5 единиц: “Кинг Джордж V”, “Принс оф Уэлс” (1940 г.), “Дюк оф Йорк” (1941 г.), “Хоув” (1942 г.) и “Энсон” (1942 г.).

Спущен на воду 21 февраля 1939 года, а в строй официально вступил 11 декабря 1940 года. В январе 1941 года, ещё до достижения полной боевой готовности, линкор совершил переход через Атлантику, доставив в США нового британского посла. На обратном пути «Кинг Джордж V» прикрывал конвой. В марте 1941 года участвовал в рейде на Лофотенские острова.

В мае 1941 года был привлечен к операции против германского линкора «Бисмарк». 27 мая 1941 года совместно с линкором «Родней» вступил в бой с «Бисмарком» и выпустил по противнику 339 снарядов главного калибра и 660 универсального калибра. В дальнейшем действовал в районе Северной Атлантики, прикрывая операции британского флота, а также арктические конвои. 1 мая 1942 года, в ходе одной из таких операций, протаранил свой же эсминец «Пенджаби». Эсминец затонул, от взрыва находившихся на нем глубинных бомб линкор получил серьёзные повреждения носовой части.

После ремонта «Кинг Джордж V» вновь стал флагманским кораблём Флота метрополии и прикрывал арктические конвои. Летом 1943 года перешёл на Средиземное море и был включён в состав Соединения H. 10-11 июля 1943 года проводил отвлекающую артподготовку у побережья Сицилии, перед высадкой союзников на этот остров. В первой половине 1944 года прошёл ремонт и был отправлен на Тихий океан и включен в состав оперативной группы британского флота, действовавшей совместно с американскими ВМС. В июле 1945 года обстреливал главным калибром пригороды Токио. 2 сентября 1945 года участвовал в церемонии капитуляции Японии.
В Великобританию вернулся в марте 1946 года после ремонта в Австралии. Далее стал флагманом флота, но уже в 1947 году поставлен на новый ремонт. В 1948-1949 годах входил в состав учебной эскадры, в сентябре 1949 года выведен в резерв. 30 апреля 1957 года был исключён из списков флота и в начале 1958 года продан на слом.

Линкоры типа «Кинг Джордж V» создавались в условиях начавшегося упадка Британской империи, когда она уже не могла позволить себе роскошь «двухдержавного» стандарта. В этой ситуации была сделана ставка на не слишком мощный, но достаточно многочисленный тип кораблей. Линкоры типа «Кинг Джордж V» стали самой крупной серией капитальных кораблей 1930-1940-х годов.

Если рассматривать чисто линкорный комплекс, то «Кинг Джордж V» выглядит скромно в сравнении с современниками, прежде всего вследствие недальновидного выбора артиллерийского вооружения. Сама по себе броневая защита линкоров выглядела на бумаге неплохо, но надёжной защиты от 380 — 460-мм снарядов не давала. Зоны неуязвимости, то есть диапазоны дистанций, на которых уже не пробивается бортовая броня, но ещё не пробивается палубная были у «Кинг Джордж V» очень ограниченными. Фактически лишь явно недоворужённые корабли типа «Шарнхорст» не представляли для «кингов» особой угрозы. Особенно плохо британские линкоры выглядели в сравнении с «Айовой» и «Ямато».

Однако формальные расчёты зон неуязвимости и реалии боевых действий заметно различались. На практике, британские линкоры этого типа отнюдь не выглядели явно слабой стороной в боях с противником. Боевой опыт показал, что табличная бронепробиваемость - это ещё далеко не всё.

Для линкоров со схемой защиты «все или ничего» большинство попаданий в любом случае приходились в небронированные части корпу-са, надстройки и орудийные установки. НИ ОДИН из снарядов обоих сторон в бою «Бисмарка» с «Принс оф Уэлс» не попал в главный броневой пояс или главную броневую палубу. Во втором бою с тем же линкором и в сражении «Дьюк оф Йорк» с «Шарнхорстом» немец-кие корабли были выведены из строя явно без проби-тий погребов и машин (за исключением рокового попадания в гласис КО на «Шарнхорсте»). Тем не ме-нее, оба германских линкора к концу боя практически потеряли ход, так что для «добивания» противника британской 14-дюймовки вполне хватало. В морском бою времен второй мировой войны состояние систем управления стрельбой играло огромную, возможно даже основную роль.
— Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V».

Каждое оружие хорошо лишь тогда, когда его правильно используют. В этом отношении британские флотоводцы Второй мировой войны были в целом на высоте, благодаря чему, не самые совершенные, но вполне надежные и умело применённые линкоры типа «Кинг Джордж V» сыграли заметную и весьма позитивную роль в вооружённой борьбе на море.

О модели:
Старую добрую Тамию приобрел… не помню когда, вероятно в начале моего увлечения судомоделизмом. Время шло, руки не доходили, появлялись новые интересные модели, а Кинг Джордж V все лежал на полке, ждал своего часа. Корабль значимый, может не само «изящество» и «стремительность», но отработал на Британскую империю «качественно» (отчего пишу, что заслуги корабля, часто бывают посылом, для изготовления модели) За время ожидания Кинг Джордж V обзавелся фототравлением от WEM (не намного моложе модели, как следствие - довольно примитивное), стволами для всей артиллерии: главный, универсальные калибры, 40мм Пом-Помы и 20мм Орликоны(тут целые установки с точеной тумбой и др.) от Мастер-моделс, смоляные Бофорсы от Арсенала и лесенки, иллюминаторы, талрепы для такелажа от Norh Star.


Толчком для постройки модели послужили 2 вещи: мне удалось на работе организовать рабочее (судомодельное) место и информация, что фирма Pontos делает для этого типа корабликов свое модное-классное травление , с обычным богатым набором мачт, смолы, деревянных палуб и т.п. «прелестей», перед которыми сложно устоять.
Начал стройку с прицелом на полный перепил , точнее, все крупное: корпус, главный и универсальный калибр, корпуса надстроек - Тамия, все остальное- либо замена, либо доработка.


Такелаж делал из проволоки от зарядок мобильных телефонов , больше не буду пробовать, очень сложный материал , не советую.
Краски: акрил Тамия, Футура . Смывка, эмаль Тамия. Финальный