К отряду грызунов относят много мелких млекопитающих, подразделяемых на 13 семейств.

Суслики входят в семейство беличьих самостоятельным родом, объединяющим 10 видов.

Два основных приспособления к условиям среды - устройство нор в земле и залегание в спячку - дают возможность сусликам при малой их плодовитости размножаться в большой численности на значительной территории.

Область географического распространения сусликов очень обширна: центрально-черноземная полоса, Украина, Молдавия, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Оренбургская область, Сибирь, Якутская АССР, Казахстан. И. Я. Поляков выделяет три основные зоны вредоносности сусликов:

первая - Украина, Молдавия, центрально-черноземная полоса. Вследствие постоянных истребительных мероприятий на большой площади численность сусликов сократилась;

вторая - Северный Кавказ и Поволжье. Борьба проводится на половине заселенной площади и частично на неудобных землях, поэтому численность сусликов высокая;

третья - Казахстан, Восточная и Западная Сибирь. В результате распашки целины на большой территории суслики стали селиться на посевах и вокруг них, отчего районы вредоносности расширились. Против сусликов обрабатывается не более 25% заселенной площади, что является недостаточным для предотвращения их массового размножения.

Отдельные виды сусликов расселились на территории СССР неравномерно. Каждый вид имеет свой ареал, в котором сочетаются наиболее благоприятные для жизни экологические факторы.

Наибольший вред сельскому хозяйству наносят следующие шесть видов.

Малый суслик (Citellus pygmaeus Pall.). Окраска верха серая; хвост короткий; подошвы голые; длина тела около 20 см. Обладает наибольшей биологической пластичностью. Им освоено самое большое жизненное пространство с различными экологическими особенностями: южная лесостепь, степь, полупустыня, пустыня. Заселяет Левобережную Украину, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Оренбургскую область, почти весь Казахстан.

Крапчатый (Citellus suslicus Giild). Темно-серый с беловатыми пятнами. Вокруг глаз расположены коричневые пятна. Подошвы в задней половине покрыты волосами; длина тела 17-22 см, хвоста 3-5 ем. Распространен в Молдавии, на Украине и в центральных черноземных областях РСФСР.

Краснощекий (Citellus erythrogenys Brandt). Буровато-охристой окраски; под глазами рыжие пятна; щеки рыжеватые, длина тела 23-26 см, хвоста 4-6 см. Распространен в южных районах Западной Сибири, степной и предгорной зонах Алтайского края, ковыльных степях Казахстана.

Азиатский длиннохвостый (Citellus undulatus Pall). Окраска верха буровато-охристая; хвост 10-16 см с черной поперечной полосой; длина тела до 30 см. Заселяет Восточную Сибирь, Амурскую область, юго-западную часть Якутии.

Рыжеватый (Citellus major Pall). Рыжевато-бурый с серебристым оттенком; верх головы серый; хвост 6-10 см с двухцветным окаймлением; длина тела 23-33 см. Распространен на восток от Волги, в отдельных районах Заволжья, Башкирской АССР, Оренбургской области, в Западной Сибири, в Западном и Северном Казахстане.

Желтый (Citellus fulvus Licht.). Окраска верха желтая с небольшой примесью черных волос; хвост 6-12 см с черной предконцевой каймой; длина тела 23-38 см. Заселяет нижнее Заволжье, южную часть Казахстана и республики Средней Азии.

Основными местами обитания сусликов являются целинные степи и старые залежи с твердой почвой. В старых районах земледелия (Украина, центрально-черноземная зона), где распахана почти вся территория, небольшая часть сусликов живет в балках, выгонах, по обочинам дорог, а большинство - на посевах, особенно многолетних трав. Малый и крапчатый суслики перекочевывают с одних полей на другие.

При распашке больших массивов целины суслики селятся на полях, занимая краевые полосы шириной более 500 м от границы посева. По данным И. Я. Полякова (1958), А. Н. Залесского (1962), Т. С. Гладкиной (1969), суслики, обитающие на посевах, отличаются от целинных большими размерами, весом, накоплением жира и более высокой плодовитостью.

Суслики устраивают в земле норы, в которых проходит основная часть их жизни и выкармливается молодняк. Взрослые живут поодиночке, каждый в своей норе. Норы бывают временные и постоянные. Для временного пребывания суслик делает наклонную нору длиной от 30 см до 1 м. Она служит убежищем от внезапной опасности, от холода или жары. У входа во временную нору насыпан бугор от вырытой земли, чем она и отличается от постоянной.

В постоянной норе имеется гнездо, в котором суслик в течение 7-9 месяцев находится в состоянии спячки; в гнезде самки выводят детенышей. Обычно постоянную нору суслик устраивает из временной перед залеганием в спячку. Наклонный ход удлиняется до 1,5-2 м. На этой глубине суслик устраивает гнездо и устилает его тонко расщепленной травой. Перед залеганием в спячку делается вверх вертикальный ход, который не доводится на 20- 30 см до поверхности почвы. Наклонная нора забивается отработанной землей, таким образом гнездо утепляется от зимних холодов. Спячка сусликов проходит в совершенно закрытой норе на разной глубине в зависимости от географических и почвенных условий.

При благоприятных условиях суслики залегают в спячку обычно к концу уборки зерновых. Самки залегают почти на месяц позже, чем самцы. В период засухи происходит раннее залегание сусликов, еще недостаточно упитанных.

Спячка проходит в состоянии глубокого оцепенения, дыхание редкое с продолжительными паузами, температура тела понижается до 0°С (при сильном охлаждении). У спящего суслика медленно расходуются жировые накопления, вес тела постепенно уменьшается.

Во время глубокого промерзания почвы суслики периодически пробуждаются на 6-28 часов, обмен веществ при этом резко увеличивается, температура тела достигает 36 °С; в связи с интенсивным расходованием жира вес тела понижается. При частых пробуждениях происходит истощение сусликов. Виды, зимующие я зоне ежегодного промерзания почвы, обладают способностью регулировать теплопродукцию без пробуждения и могут переносить значительные охлаждения тела, что является важным приспособлением к условиям зимовки.

При сильном переохлаждении тела суслики погибают, не пробуждаясь. Истощенные особи и молодняк плохо переносят зимовку, погибают первыми. Выживают взрослые, у которых более развита терморегуляция и наибольшая упитанность.

Весной суслики просыпаются, откапывают до поверхности почвы вертикальный ход и выходят на теплый весенний воздух. По вертикальным порам на посевах можно установить количество проснувшихся сусликов. Срок выхода из спячки зависит от погодных условий. Ранняя неустойчивая весна вызывает раннее, по растянутое пробуждение сусликов; при поздней весне пробуждение задерживается на 10-18 дней. Раньше всего суслики появляются на южных и возвышенных склонах, позднее - на пониженных участках. Вследствие этого период пробуждения растягивается на 15-20 дней. В южных районах появление сусликов отмечается в начале марта, а в более северных - на месяц позднее. При возврате весенних холодов происходит повторное залегание сусликов в спячку до последующего потепления.

Вскоре после выхода из спячки начинается гон. В размножении участвует разное количество самок в зависимости от упитанности и условий перезимовки. Беременные самки обычно составляют 70-98%, и на каждую из них приходится 5-10 эмбрионов. В отдельных районах или в неблагоприятные годы размножение сусликов бывает ослабленным и участвует в нем 30-60% самок. Плодовитость у разных видов неодинакова.

Беременность продолжается 20-22 дня. Рождаются суслята слепые, беззубые и голые (без шерсти), неспособные поддерживать постоянную температуру тела. Самка кормит их и обогревает. Пока детеныши выкармливаются, самцы заняты строительством временных нор для молодых сусликов, которые по выходе из материнского гнезда первое время не могут копать. Молодые суслики примерно через месяц после рождения становятся способными к самостоятельной жизни и переселяются в пустующие норы. Для нормального питания им. нужны сочные растения с повышенным содержанием воды. В засуху, при раннем выгорании растительности, значительная часть молодняка не успевает выкормиться и погибает.

В качестве корма в течение сезона сусликам служат различиные культуры и дикие растения в разной фазе развития. Они питаются высеянными семенами, корневищами, луковицами, листьями, стеблями и особенно созревающими зернами. В день поедается примерно 20-30 г зерна. Состав кормовых растений разнообразный: все яровые и озимые зерновые культуры, кукуруза, просо, горох, многолетние травы. Важное значение в питании сусликов имеют сорняки на посевах и различная растительность на целине. При недостатке пищи суслики поедают крупных насекомых, которые служат в виде дополнительного концентрированного корма. В течение нескольких дней суслики могут переносить и голод. В большинстве случаев они успевают накопить достаточное количество жира для своей продолжительной спячки. Живут суслики обычно 2-3 года, немногие доживают до 4 лет.

Интенсивность размножения зависит от комплекса условий, сложившихся в данном году. Большое значение имеет наличие кормовой базы, а в связи с этим и накопление жира для длительной спячки. При достаточной упитанности в размножении участвует почти полное поголовье самок, тогда как в неблагоприятные годы истощенные самки не способны к размножению и только небольшой процент их воспроизводит потомство.

Влияют на размножение и климатические условия. В малоснежные зимы при глубоком промерзании почвы суслики, особенно молодые, гибнут. Возврат весенних холодов также сдерживает размножение.

В некоторой степени уменьшают численность сусликов хищные животные (лисица, ласка, хорь) и птицы (коршун, степной орел). За молодыми сусликами, только что вышедшими из гнезда, охотятся луни, пустельга и вороны.

Суслики при своей многоядности повреждают различные сельскохозяйственные культуры. Самый большой вред наносят зерновым, поедая зеленые растения и зерна в колосе. Вокруг нор образуются плешины, которые соединяются с другими, и при большой численности сусликов посевы могут быть полностью уничтожены.

Суслики сильно вредят посевам кукурузы: выкапывают прорастающие семена, значительно изреживают всходы, На посевах подсолнечника суслики поедают первые нежные листья, оставшиеся пенечки погибают или дают слаборазвитые растения.

Многолетним травам, кроме поедания зеленой массы, наносится большой вред при выкапывании нор, когда много земли выбрасывается на поверхность, что в результате затрудняет уборку трав. На целинных выпасах 20-30 сусликов на 1 га уничтожают более половины кормовых запасов пастбищ. На вновь засеваемых лесополосах суслики выкапывают и поедают семена различных древесных пород.

Суслики опасны и тем, что являются переносчиками чумы и других инфекционных болезней. Заражение происходит через блох или при непосредственном соприкосновении с больными особями.

Считается, что суслик за сезон поедает примерно 4 кг зерна. Если за среднюю заселенность принять 10 сусликов на 1 га, то с каждого гектара теряется около 40 кг зерна.

Для составления прогноза размножения сусликов и планирования мероприятий по борьбе с ними проводят обследование на выявление заселенных площадей. При этом устанавливают число жилых нор на 1 га, определяют процент размножающихся самок и количество эмбрионов на каждую, в конце периода нажировки устанавливают упитанность молодых и старых сусликов (их средний вес). По интенсивности размножения весной и состоянию упитанности зверьков определяют предпосылки вредоносности и численности их в следующем году.

Жилые норы подсчитывают следующим образом. На однотипных гектарных площадках (50 X 200 м) прикапывают рано утром все норы, а во второй половине дня подсчитывают открывшиеся. Для более точного учета проводят вылов зверьков капканами № 0 или № 1 из открывшихся нор через 2-3 часа после прикопки.

В процессе вылова устанавливают процент размножающихся самок, а путем вскрытия определяют наличие эмбрионов.

Для более точного выявления численности грызунов И. Я. Поляков рекомендует проводить глазомерный учет на посевах зерновых до выхода их в трубку. В утренние часы (с 8 до 12) учетчик, сидя на лошади, подсчитывает всех замеченных сусликов на полосе шириной 50 м; при длине маршрута 1 км охватывается учетом 5 га, а при длине 5 км - 25 га. При густом и высоком травостое злаков, вышедших в трубку, ширина обзора пешего учетчика не должна превышать 5 м; длина маршрута 1 км на 200 га. Во время движения подсчитываются все встречные очаги свежих повреждений растений.

Планируют истребительные мероприятия, исходя из фактической численности грызунов и эффективности борьбы с ними. Если при затравке было уничтожено свыше 90% сусликов, повторная обработка в следующем году не потребуется.

Меры борьбы . Считается целесообразным проводить борьбу при численности на 1 га зерновых культур 5-6 сусликов, на 1 га пропашных 4-5, на 1 га выпасов более 6. Работы по истреблению грызунов проводят в течение месяца в ранневесенний период с момента массового пробуждения до появления первого молодняка на поверхности почвы. Особенно эффективна борьба ранней весной со взрослыми сусликами, еще не давшими потомства.

При проведении мероприятий по борьбе с сусликами большое внимание должно быть уделено качеству и безопасности работ. При строгом соблюдении необходимых правил норм применения отравленных приманок гибель полезных животных и птиц исключается.

Приманочный метод состоит в применении зерновых отравленных приманок. Для приманки должно быть использовано зерно хорошего качества: не затхлое, без посторонних примесей. Лучше всего суслики поедают овес. При использовании для приманок зерна кукурузы его предварительно намачивают в воде.

При обработке приманки фосфидом цинка зерно вначале покрывают растительным маслом или автолом для лучшей удерживаемости порошка. В качестве прилипателя применяют также минеральные масла, но при этом эффективность борьбы с сусликами заметно понижается. Недопустимо использование отработанного автола в качестве прилипателя. Эффективность истребительных мероприятий во многом зависит от состава приманки.

Смертельная доза фосфида цинка для суслика 80 мг на 1 кг веса тела; при среднем весе 300-400 г на отравление одного суслика потребуется 24-32 мг. Фосфид цинка добавляют к приманке в следующих количествах от веса зерна: при наземном разбрасывании приманки против крапчатого суслика - 10%, против малого, краснощекого и длиннохвостого суслика - 15%, а при рассеве приманки с самолета - 20%. Растительное масло добавляют в зависимости от дозы яда - соответственно 3, 4, 5%. Отравление суслика происходит при поедании 2-3 г овсяной приманки (примерно 60-90 зерен).

Приманка с фосфидом цинка готовится следующим образом. В сферический котел емкостью 10-20 ведер или полубочку (железная бочка, разрезанная вдоль пополам) высыпают 50 кг зерна, затем вливают соответствующее количество масла и тщательно перемешивают железными лопатами, после чего засыпают фосфид цинка и вновь перемешивают до тех пор, пока зерно не покроется равномерно тонким слоем темно-серого порошка. Двое рабочих могут приготовить в течение дня не менее 1 т приманки.

Работа по приготовлению зерновых приманок проводится на специально оборудованной площадке, расположенной на территории, обрабатываемой против сусликов. Площадка должна быть удалена не менее чем на 1 км от водоемов, населенных пунктов и прогонов скота. В процессе приготовления отравленных приманок необходимо строго соблюдать правила по технике безопасности труда.

На затравке сусликов применяют различные способы разбрасывания приманок. При наземных способах расходуется 0,2-0,4 кг приманки на 1 га. Для соблюдения нормы расхода приманки используют дозирующие мерки на 5-10-20 г, которые изготавливают из отходов жести в виде чашечек с длинными ручками.

При борьбе с малым и крапчатым сусликом на тех площадях, где имеется опасность для скота, птиц и диких зверей, приманки засыпают в вертикальные норы. В нору засыпают 10 г приманки, при этом необходимо следить, чтобы не было просыпи зерна на поверхность почвы. Рабочие во время раскладывания приманки идут цепью с интервалами 5-6 м, крайний рабочий отмечает границу обрабатываемого доля.

Второй наземный способ затравки - разбрасывание приманки у нор и по сусликовинам затравщиками с подводы или с автомашины.

Пешие затравщики проводят борьбу с сусликами на посевах, оврагах и межах. При численности нор до 30 на 1 га или при высоком травостое приманку разбрасывают по 5 г у всех нор. Рабочий берет приманку из бидона или из брезентовой сумки. Дневная производительность рабочего составляет 7-8 га. При большом количестве нор и низкой растительности приманку разбрасывают к норам по 10 г, рабочие идут цепью с интервалами 12 м.

Разбрасывание приманки с подводы повышает дневную производительность до 30 га. На подводе устанавливают ящик емкостью на 100 кг приманки. Рабочий, расположившийся сзади ящика, разбрасывает меркой по 10 г приманки вправо и влево от подводы на расстояние до 4 м к видимым норам сусликов.

С автомобиля приманку разбрасывают из ящика два рабочих по 10 г к каждой поре. Машина движется по расставленным сигнальщиками вехам с интервалами 15 м на участках с небольшим количеством нор, а при численности нор более 100 на 1 га расстояние увеличивают до 25-30 м. В первом случае дневная производительность машин достигает 100 га, а при больших интервалах 200 га. Для разброса приманки по сусликовинам используют мерки по 20 г.

Высокое качество обработок против сусликов обеспечивают специализированные мощные отряды, оборудованные необходимой техникой и инвентарем.

Авиационный метод рассева отравленной приманки применяют в зоне повышенной вредности сусликов, когда невозможно обеспечить эффективность других способов борьбы. Двухполосный выброс приманки проводит самолет Ан-2 при ширине полосы 8-9 м с интервалами 16-18 м, а вертолеты при ширине полосы 4-5 м с интервалами 5-6 м. На 1 га расходуется 1,5 кг приманки. Техническая эффективность авиационной обработки бывает выше до появления зеленой растительности, когда суслики лучше находят приманку.

Газация нор . Этот способ борьбы более трудоемкий и применяется в тех местах, где невозможно использовать зерновые приманки. Газацию нор проводят сильнодействующим ядом цианплавом, поэтому необходимо соблюдать все меры предосторожности. Зарядку рабочей посуды ядохимикатом производят на открытом воздухе специально выделенные работники. При затравливании нор необходимо следить, чтобы пары яда уносились ветром в сторону от работающих.

Затравщики идут по полю развернутым фронтом с интервалами 2-3 м. Подойдя к норе, рабочий при помощи мерной ложечки с длинной ручкой забирает из бидона темно-серый порошок цианплава и вводит в наклонную нору ложечку на всю длину рукоятки. В вертикальную же нору порошок высыпают с ложечки. Цианплав применяют в дозировке 6 г на каждую нору. Вертикальные норы затыкают пучками травы или соломы и закапывают, а наклонные норы только прикапывают. Под действием влаги почвы цианплав разлагается и выделяет очень ядовитые пары синильной кислоты.

Дневная производительность рабочего при затравке нор цианплавом составляет 1-3 га.

Вылов сусликов капканами . Этим способом ежегодно вылавливают миллионы сусликов. Шкурки их сдают заготовительным конторам. В первую очередь обрабатывают окраины посевов, дороги, прилегающие к посевам, целинные земли и все площади под многолетними травами.

Обработка проводится бригадами, состоящими от 3 до 12 рабочих-ловцов. За месячный сезон работы на каждого ловца, снабженного 80-120 дуговыми капканами, отводят 200-250 га. Все капканы бригада ежедневно расставляет по норам в одну линию, потом переносит далее на соседние участки. Считаются наиболее удобными для работы капканы № 0, но применяют и капканы № 1. Их выставляют без приманки у жилых нор и хорошо укрепляют с помощью поводка и железного колышка. Высокая эффективность обработки достигается в ранневесенний период до появления молодых сусликов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Небольшой грызун, относящийся к семейству Беличьи. Один из самых крупных представителей этого вида - суслик степной. Фото и описание этого зверька вы можете найти во многих изданиях о животных, но сегодня о нем хотим рассказать и мы.

Внешний вид

Взрослый суслик имеет длину тела от 25 до 37 см. Весит этот зверек до 1,5 кг. Примерно 35% от общей длины тела составляет хвост. Фото степного суслика вы можете увидеть в нашей статье.

Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие сусликов от других грызунов заключается в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущенные вниз. За щеками у сусликов есть так называемые защечные мешки.

Шерсть короткая и густая. Окрас светло-желтый с вкраплениями темных волос. На боках и животе мех более светлый. На хвосте две полоски - светло-желтая с наружной стороны, темно-желтая с внутренней.

Образ жизни

Этот симпатичный зверек живет в полупустынях на западе Казахстана, в степной зоне Нижнего Заволжья. В Средней Азии предпочитает селиться в глинистых полупустынях.

Суслик степной - животное, предпочитающее одиночный образ жизни. При благоприятных условиях плотность проживания грызунов достигает 8 особей на гектар. Колонии животных бывают удалены на несколько десятков, а порой и сотен километров друг от друга. Каждая взрослая особь имеет свой кормовой участок, который она тщательно оберегает.

В России наиболее распространены следующие виды сусликов: большой и малый, а также крапчатый. Также выделяют тонкопалого суслика.

В естественных условиях суслик степной живет 3-4 года. Половая зрелость наступает на втором году жизни.

Жизненный цикл

Суслик степной находится в спячке 9 месяцев в году. В этом смысле он является рекордсменом среди всех животных, впадающих в спячку. Заканчивается этот период в конце февраля. Первыми просыпаются самцы, только после них самки, и лишь потом молодые особи. Сразу же после пробуждения наступает брачный период. Он длится примерно две недели.

Самки вынашивают детенышей 30 дней, маленькие суслики рождаются в апреле-мае. Один выводок может насчитывать от 4 до 14 детенышей. Самка выкармливает потомство немногим больше месяца, затем детеныши покидают мать и начинают самостоятельную жизнь.

Молодые особи начинают рыть для себя нору на свободном кургане, земля там намного мягче, чем на целине. Сначала выкапывается наклонный ход, который затем забивается землей изнутри. Вертикальный ход, который немного не доходит до поверхности земли, сооружается зверьком ближе к наступлению спячки.

Грунт, который суслик степной зоны выбрасывает из нижних слоев на поверхность, очень важен для почвообразования. Многие специалисты уверены, что благодаря степным грызунам и сусликам в том числе, южные районы России богаты черноземом, самым плодородным в мире.

С наступлением жары, когда засыхает основная часть растительности, большинство сусликов переходят с возвышенностей в низины, так как там дольше остается свежим травяной покров. Однако так бывает не во всех регионах. К примеру, в Средней Азии в жаркую погоду суслики впадают в летнюю спячку.

Врагами этих грызунов являются различные хищники, в том числе лисицы, волки, степные орлы, хорьки.

Суслик степной: питание

Данный грызун имеет не слишком разнообразный рацион. Он отдает предпочтение растительным кормам. Как правило, это луковицы и стебли растений, семена и клубни злаковых культур, которых насчитывается более 30 видов. Перед зимней спячкой суслик степной почти весь день проводит в поисках корма. Это необходимо для того, чтобы накопить необходимый запас жира.

Жилище

Живет зверек в норах, которых он сооружает нескольких типов. Бывают постоянные, «спасательные», временные убежища. В постоянных норах зверьки живут зимой, во временных - летом, а предназначение «спасательных» понятно из их названия.

В первых двух типах нор имеются два хода и гнездовая камера. Их глубина может достигать 3 метров в глубину, а протяженность - 7 метров. «Спасательные» норы гораздо меньше по размеру. Это длинный подземный ход, под наклоном. Кроме того, иногда суслик может селиться в норах большой песчанки.

Суслик степной - животное чрезвычайно осторожное и скрытное. При приближении опасности он мгновенно прячется в одной из ближайших нор. Если он отошел далеко от своих убежищ, то ложится на землю и замирает. Благодаря окрасу меха он остается практически незаметным на земле. Если этот прием не сработал, а опасность по-прежнему сохраняется, он издает пронзительный громкий свист, который на какое-то время может дезориентировать неприятеля.

Типичным представителем рода Суслики можно считать Это один из самых мелких зверьков в семействе, длина его не превышает 26 сантиметров.

Крапчатый суслик степной: краткое описание

У него точеная крупная голова, очень подвижная шея. Глаза большие, круглые. Лапки короткие, а передние имеют подвижные длинные пальцы. Особенность крапчатого суслика (впрочем, как и описанных выше зверьков) заключается в том, что у него есть защечные мешки. Они, конечно же, не такие большие и вместительные, как у хомяка. Но за один раз суслик переносит в своих мешках до нескольких десятков луковиц растений.

Окраска тела яркая и пестрая. На спине коричневого цвета разбросаны крупные пятна белого цвета, это и есть крапчатость, от которой пошло название вида. Пятна сливаются на голове и шее, образуя белесую рябь. «Очки» вокруг глаз ярко выделяются на фоне щек. Хвост украшен светлой каймой по самому краю. Крапчатый суслик, в отличие от многих своих сородичей, активен в дневное время. Селится он на лугах и в степях.

Крапчатый суслик основную часть жизни проводит в индивидуальной норе. Зверек чрезвычайно энергичный, но пугливый. Передвигаясь по открытой местности, он становится «столбиком» на задние лапки и озирается по сторонам. Испуганный суслик громким свистом предупреждает соседей об опасности.

Поймать суслика несложно, а вот приучить его к жизни в неволе гораздо труднее. Вряд ли можно надеяться, что этот грызун превратится в покладистого и отзывчивого домашнего питомца. Суслики не привыкают к людям. К тому же их образ жизни не слишком подходит для домашнего содержания. Рано утром они активны, а днем прячутся в норку. К тому же необходимо учитывать, что эти зверьки имеют не очень приятный запах.

Довольно часто содержание сусликов в клетке сокращает срок жизни животных, а иногда приводит к их гибели. В клетке суслики не размножаются. Но если уж вам очень хочется завести этого забавного зверька, то содержать его следует в просторном вольере на свежем воздухе. Единственным видом, который может подойти для домашнего содержания, является тонкопалый суслик. Он отличается своими смешными повадками, которые очень напоминают белку.

Внутри вольера обязательно должно быть укрытие, чтобы ваш питомец мог спокойно впасть в спячку. Пол клетки застелите сеном или соломой, которую надо регулярно менять. Обязательно суслику нужна поилка.

Удивительно, но к жаре хорошо приспособлен суслик степной. Интересные факты сообщают ученые.

  • Этим грызунам не страшны перепады температуры тела до десяти градусов. Для сравнения, следует вспомнить, что человек чувствует недомогание при изменении температуры тела на полградуса. Избежать теплового удара этим животным помогает привычка сидеть столбиком: голова находится в удалении от раскаленной почвы. Но долго на жаре они не бывают. Выручают прохлада нор и редкая тень.
  • Суслик, обитатель степей, за лето поедает более 16 килограммов травы и зерна.
  • Малый суслик - наиболее вредный грызун. Он портит пастбища, уничтожает ценные кормовые растения. В районах интенсивного земледелия этих грызунов истребляют.
  • Борьба с ними сберегает урожай, дает большое количество шкурок. Нельзя не сказать о том, что суслики могут быть переносчиками опасных болезней (чумы, бруцеллеза и др.).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние…Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, перерабатывается научной мыслью социального человека»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________

____________________________________

11. Памятник природы это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы образовательной акции «Экологический диктант»

1. Кем и когда был введен термин «Экология»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите 4 закона (аксиомы), которые в 1974 году сформулировал Б. Коммонер

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кому принадлежит данное высказывание и о чем оно?

« Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние…Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, перерабатывается научной мыслью социального человека»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Может ли избыток территории, на которой живет популяция, послужить помехой для роста ее численности? С какими популяциями это может произойти?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Акклиматизация, с экологической точки зрения, – очень опасный процесс. Что же в нем опасного для самого привезенного на новое местожительство организма?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое инвазивный вид? Приведите примеры таких видов на Байкале.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему суслики селятся на нарушенных биотопах?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какое самое распространенное вещество в биосфере?

_______________________________________________________________________________

9. Система повторных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием естественных и антропогенных факторов называется

_________________________________________________________

10. Сколько заказников регионального значения в Бурятии?

____________________________________

11. Памятник природы это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Перечислите особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения вокруг Байкала

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Как называется единственный природный парк в Бурятии?

____________________________________________________________________________________

14. Какая рыба в Байкале самая крупная?

________________________________________________________________________________

15. Озеро Байкал находится под защитой международной межправительственной организации, специализированного учреждения ООН. Как она называется?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Байкал – единственный пресный водоем, где обнаружены газогидраты. Что это такое, и какое значение они имеют для будущего?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В литературе о Байкале употребляются словосочетания «Байкальский регион» и «Байкальская природная территория». Что подразумевается под этими терминами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какой газ растворен во всей толще байкальской воды до самого дна?

___________________________________________________________

19. Какие особенности роста и развития характерны для растений, произрастающих вокруг Байкала?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. В чем причина ярко выраженного локального эндемизма фауны Ушканьих островов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. Когда и кто впервые изобразил Байкал на карте?

________________________________________________________________________________________________________________________

22. Что являлось предметом изучения экспедиции Г.Г.Доппельмаира, и чем завершилась эта экспедиция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Границы, какой ООПТ в Республике Бурятия полностью совпадают с административными границами района?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько районов Республики Бурятия расположено в центральной экологической зоне Байкальской природной территории?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое ведомство в Республики Бурятия создано для функционирования ООПТ регионального значения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________