В истинной Православной Церкви Христовой было семь : 1. Никейский , 2. Константинопольский , 3. Ефесский , 4. Халкидонский , 5. Константинопольский 2-й. 6. Константинопольский 3-й и 7. Никейский 2-й .

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Первый Вселенский Собор был созван в 325 г., в гор. Никее , при императоре Константине Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария , который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Св. Троицы, Сына Божия , от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат; Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры .

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день посл первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор был созван в 381 г., в гор. Константинополе , при императоре Феодосии Великом.

Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония , который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого ; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.

На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ Веры , который и служит руководством для Церкви на все времена.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Третий Вселенский Собор был созван в 431 г., в гор. Ефесе , при императоре Феодосии 2-м Младшем.

Собор был созван против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория , который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию, - Богородицею.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году, в гор. Халкидоне , при императоре Маркиане .

Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия , который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством , а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).

На Соборе присутствовало 650 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха . При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория).

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году, в городе Константинополе , при знаменитом императоре Юстиниане I .

Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского , в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях.

Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый 4-й Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью.

Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году, в городе Константинополе , при императоре Константине Погонате , и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков - монофелитов , которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.

После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник , которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества -Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли , но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков, и Римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежит Вселенскому Собору, а не папе Римскому.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым .

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый "Номоканон ", а по-русски "Кормчая Книга ", которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси , возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре , который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре .

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия , который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.


ПРИМЕЧАНИЕ: Римско-Католическая Церковь, вместо семи, признает более 20 Вселен. соборов, неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране, не смотря на пример Апостолов и признание всей Христианской Церкви, не признают ни одного Вселенского Собора.

Вспоминаем историю семи Вселенских соборов Церкви Христовой

Первые века христианства, как и большинства мощных молодых религий, ознаменованы возникновением многочисленных еретических учений. Некоторые из них оказывались столь живучи, что для борьбы с ними требовалась соборная мысль богословов и иерархов всей полноты Церкви. Подобные соборы в церковной истории получили наименование Вселенских. Всего их было семь: Никейский, Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, Второй Константинопольский, Третий Константинопольский и Второй Никейский.

325 г.
Первый Вселенский собор
Проходил в 325 г. в Никее при императоре Константине Великом.
Участвовали 318 епископов, в том числе свт. Николай Чудотворец, епископ Низибийский Иаков, свт. Спиридон Тримифунтский, свт. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона.

Для чего созывался:
для осуждения ереси арианства
Александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину – догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен Богу Отцу.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено клирикам быть женатыми, а также установлены многие другие правила.

381 г.
Второй Вселенский собор
Проходил в 381 г. в Константинополе при императоре Феодосии Великом.
Участвовали 150 епископов, в том числе свтт. Григорий Богослов (председатель), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др.
Для чего созывался:
для осуждения ереси македонитов
Бывший епископ Константинопольский Македоний, приверженец арианства, отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа; он учил, что Дух Святой не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенной силой, и притом служебной Богу Отцу и Богу Сыну так, как ангелы. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никеоцареградский Символ веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

431 г.
Третий Вселенский собор
Проходил в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем.
Участвовали 200 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси несторианства
Константинопольский архиепископ Несторий нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, словно в храме, подобно тому как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву – христородицей, а не Богородицей. Собор осудил и отверг ересь Нестория, постановил признавать соединение в Иисусе Христе со времени воплощения (рождения от Девы Марии) двух естеств – Божеского и Человеческого – и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицей.

Собор также утвердил Никеоцареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

451 г.
Четвертый Вселенский собор
Проходил в 451 г. в Халкидоне при императоре Маркиане.
Участвовали 650 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси монофизитства
Архимандрит одного из константинопольских монастырей Евтихий отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность и учил, что во Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его – монофизитами (т.е. одноестественниками). Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединились в Нем как в едином Лице неизменно и неслиянно, нераздельно и неразлучно.

553 г.
Пятый Вселенский собор
Проходил в 553 г. в Константинополе при императоре Юстиниане I.
Участвовали 165 епископов.
Для чего созывался:
для разрешения споров между последователями Нестория и Евтихия

Главным предметом споров были сочинения трех учителей Сирийской Церкви, пользовавшихся в свое время известностью (Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского), в которых ясно выражались несторианские заблуждения (на 4-м Вселенском соборе об этих трех сочинениях ничего упомянуто не было). Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать сам 4-й Вселенский собор и клеветать на Вселенскую Православную Церковь, будто бы та уклонилась в несторианство. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуестийского как нераскаявшегося, а относительно двух остальных авторов осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями. Сами же богословы отказались от своих ложных мнений, были помилованы и скончались в мире с Церковью.

Собор подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

680 г.
Шестой Вселенский собор
Шестой собор проходил в 680 г. в Константинополе при императоре Константине Погонате.
Участвовали 170 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси монофелитства
Монофелиты хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и Человеческое, но при этом усматривали в Нем одну лишь Божественную волю. Производимые монофелитами волнения продолжались и после 5-го Вселенского собора. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силой своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви выступили Иерусалимский Патриарх Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Шестой Вселенский собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать во Иисусе Христе два естества – Божеское и Человеческое – и по этим двум естествам две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил 5-й и 6-й Вселенские соборы, потому и называется Пято-шестым (иногда именуется Трулльским).

Собор утвердил правила, которыми должна управляться Церковь, а именно: 85 правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных соборов, а также правила 13 отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами 7-го Вселенского собора и еще двух Поместных соборов и составили так называемый Номоканон (Кормчую книгу), которая и лежит в основании управления Православной Церковью.

На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение клириков к безбрачию, строгий пост в субботы Святой четыредесятницы и изображение Христа в виде агнца (ягненка).

787 г.
Седьмой Вселенский собор
Проходил в 787 г. в Никее при императрице Ирине, вдове императора Льва Хозара.
Участвовали 367 епископов.
Для чего созывался:
для осуждения ереси иконоборчества
Иконоборческая ересь возникла за 60 лет до Собора при императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым отменить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил поставлять и полагать в храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и изображенным на них святым.

После 7-го Вселенского собора гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами – Львом Армянином, Михаилом Бальбой и Феофилом – и около 25 лет волновало Церковь.

Почитание икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском соборе в 842 г. при императрице Феодоре.

Справка
Римско-католическая церковь вместо семи признает более двух десятков Вселенских соборов, включая в это число соборы, бывшие в западном христианском мире после великого раскола 1054 г., а в лютеранской традиции, несмотря на пример апостолов и признание всей Церкви Христовой, Вселенским соборам не придается такого значения, как в Православной Церкви и католичестве.

С эпохи апостольского проповедничества Церковь все важные дела и проблемы решает на заседаниях общинных глав – соборах.

Чтобы решить задачи, касающиеся христианского устроения, правители Византии учреждали Вселенские соборы, куда созывали всех епископов из храмов.

На Вселенских соборах формулировались неоспоримые истинные положения христианской жизни, правила церковной жизни, управления, всеми любимые каноны.

Вселенские соборы в истории христианства

Догматы и каноны, установленные на созывах, обязательны для всех церквей. Православная Церковь признает 7 Вселенских соборов.

Традиция проводить заседания для решения важнейших вопросов берет начало с первого века нашей эры.

Самый первый созыв провели в 49 году, по некоторым источникам в 51 в священном городе Иерусалиме. Назвали его Апостольский. На созыве выдвинули вопрос о соблюдении православными из язычников постулатов закона Моисея.

Верные ученики Христовы принимали совместные распоряжения. Тогда на место отпавшего Иуды Искариота избрали апостола Матфия.

Созывы были Поместными с присутствием служителей Церкви, священников, мирских людей. Также существовали Вселенские. Их созывали по делам первой важности, несущих первостепенное значение для всего православного мира. На них являлись все отцы, наставники, проповедники всей земли.

Вселенские заседания – это наивысшее руководство Церкви, совершавшееся под предводительством Святого Духа.

Первый Вселенский собор

Проводился в начале лета 325 года в городе Никея, откуда и пошло наименование – Никейский. В те времена правил Константин Великий.

Главным вопросом на созыве стало еретическая пропаганда Ария. Александрийский пресвитер отрицал Господа и свершившееся рождество второй сущности Сына Иисуса Христа от Бога Отца. Пропагандировал, что лишь Искупитель является высшим Творением.

Созыв отрицал лживую пропаганду, постановил положение о Божестве: Искупитель – Настоящий Бог, рожденный от Господа Отца, Он так же вечен как Отец. Он рожден, а не создан. И с Господом един.

На созыве утвердили начальные 7 предложений Символа веры. Собранием установлено празднование Пасхи в первое воскресное служение с приходом полнолуния, приходившего на весеннее равноденствие.

Опираясь на 20 постулат Вселенских деяний, запретили земные поклоны по воскресным службам , поскольку этот день – образ человеческого нахождения в Божием Царствии.

Ⅱ Вселенский собор

Следующий созыв проводился в 381 году в Царьграде.

Обсуждали еретическую пропаганду Македония, служившего в Ариане. Он не признавал Божественную природу Святого Духа, считал, что Он – не является Богом, а создан Им и служит Господу Отцу и Господу Сыну.

Пагубное положение свернули и установили деяние, гласящее, что Дух, Отец и Сын в Божественном лице равны.

В Символ веры вписали последние 5 предложений. Тогда его и закончили.

III Вселенский Собор

Ефес явился территорией следующего собрания в 431 году.

Направлялось на обсуждение еретической пропаганды Нестория. Архиепископ уверял, что Матерь Божия родила обычного человека. С ним соединился Бог и пребывал в Нем, словно в стенах храма.

Архиепископ именовал Спасителя богоносец, а Матерь Божию – Христородица. Положение было свергнуто и постановили признание двух естеств во Христе – человеческого и Божеского. Наказали исповедать Спасителя настоящим Господом и Человеком, а Матерь Божию – Богородицей.

Поставили под запрет внесение любых поправок в написанные положения Символа веры.

IV Вселенский Собор

Пунктом стал Халкидон в 451 году.

Собрание поставило вопрос о еретических пропагандах Евтихия. Он отрицал человеческую сущность в Искупителе. Архимандрит утверждал, что в Иисусе Христе присутствует одна Божественная ипостась.

Ересь стали называть монофизитство. Созыв свергнул ее и установил деяние — Спаситель является настоящим Господом и истинным человеком, схожим с нами, за исключением грешной природы.

При вочеловечении Искупитель Бог и человек пребывали в Нем в Одной сущности и стали неразрушимыми, непрекращающимися и нераздельными.

V Вселенский Собор

Проводился в Царьграде в 553 году.

На повестку стало обсуждение творений трех священнослужителей, отошедших к Господу в пятом веке. Феодор Мопсуетский являлся наставником Нестория. Феодорит Кирский выступал рьяным противником учения святого Кирилла.

Третий, Ива Едесский, написал творение к Марию Персу, где он неуважительно отзывался о решении третьего заседания против Нестория. Написанные послания были свергнуты. Феодорит и Ива раскаялись, отказались от своего лживого учения, почили в мире с Богом. Феодор не принес покаяния, и его осудили.

VI Вселенский Собор

Собрание проводили в 680 году в неизменном Царьграде.

Направлено на осуждение пропаганды монофелитов. Еретики знали, что в Искупителе 2 начала – человеческое и Божественное. Но положение их основывалось на том, что у Господа лишь Божеская воля. Боролся с еретиками известный монах Максим Исповедник.

Созыв свергнул еретические учения и наставил почитать в Господе обе сущности – Божескую и человеческую. Воля человека в Господе нашем не противится, а покоряется Божеству.

Через 11 лет стали возобновлять собрания на Соборе. Их назвали Пято-шестые. Они внесли дополнения в деяния Пятого и Шестого созывов. На них разрешались проблемы церковной дисциплины, благодаря им положено управлять Церковью – 85 положений святых апостолов, деяния 13 отцов, правила шести Вселенских и 7 Поместных Соборов.

Эти положения дополнили на Седьмом Соборе и внесли Номоканон.

VII Вселенский Собор

Проводился в Никеи в 787 году для отвержения еретического положения об иконоборчестве.

60 лет назад возникло императорское лживое учение. Лев Исавр хотел помочь магометанам перейти в христианскую веру быстрее, поэтому приказал отменить иконопочитание. Лжеучение прожило еще 2 поколения.

Созыв отрицал ересь и признал почитание икон с изображением Распятия Господа. Но гонения продолжались еще на протяжении 25 лет. В 842 году провелся Поместный Собор, где бесповоротно установилось иконопочитание.

На заседании утвердили день празднования Торжества Православия. Сейчас он отмечается в первое воскресенье Великого поста.

Вселенские соборы (по-гречески: синодой ойкоменикой ) – соборы, составлявшиеся при содействии светской (императорской) власти, из представителей всей христианской церкви , созывавшихся из различных частей греко-римской империи и так называемых варварских стран, для установления обязательных правил касательно догматов веры и различных проявлений церковной жизни и деятельности. Император обыкновенно созывал собор, определял место его заседаний, назначал определенную сумму на созвание и деятельность собора, пользовался правом почетного на нем председательствования и скреплял своею подписью акты соборного деяния и (фактически) оказывал иногда влияние на его решения, хотя принципиально и не имел права суждения в вопросах веры. Полноправными членами собора являлись епископы, как представители различных поместных церквей. Догматические определения, правила или каноны и судебные решения собора утверждались подписью всех его членов; скрепление же соборного акта императором давало ему обязательную силу церковного закона, нарушение которого каралось светскими уголовными законами.

Истинными Вселенскими соборами признаются только те из них, постановления которых были признаны обязательными во всей христианской церкви, как восточной (православной), так и римской (католической). Таких соборов считается семь.

Эпоха Вселенских соборов

1-й Вселенский собор (Никейский 1-й) собирался при императоре Константине Великом в 325, в Никее (в Вифинии), по поводу учения александрийского пресвитера Ария, что Сын Божий есть творение Бога-Отца и потому не единосущен Отцу (арианская ересь ).Осудив Ария, собор составил символ истинного учения и утвердил «единосущие» (омо усия) Сына с Отцом. Из многих списков правил этого собора подлинными считаются только 20. Собор составляли 318 епископов, многие пресвитеры и диаконы, из которых один, знаменитый Афанасий , руководил прениями. Председательствовал на соборе, по мнению одних ученых, Осия Кордубский, по мнению других – Евстафий Антиохийский.

Первый Вселенский собор. Художник В. И. Суриков. Храм Христа Спасителя в Москве

2-й Вселенский собор – Константинопольский, собирался в 381 г., при императоре Феодосии I , против полуариан и константинопольского епископа Македония. Первые признавали Сына Божия не единосущным, только «подобосущным» (оми усиос) Отцу, а вторые провозглашали неравенство третьего члена Троицы, Святого Духа, объявляя его лишь первым творением и орудием Сына. Кроме того, собор рассмотрел и осудил учение аномеев – последователей Аэция и Евномия, учивших, что Сын вообще не подобен Отцу (аномойос ), но состоит из отличной от него сущности (этероусиос), а также учение последователей Фотина, возобновившего савеллианство и Аполлинария (Лаодикийского), которые утверждали, что плоть Христова, принесенная с неба из лона Отца, не имела разумной души,так как ее заменяло Божество Слова.

На соборе этом, издавшем тот Символ веры , который принят теперь в православной церкви, и 7 Правил (счет последних не одинаков: их считают от 3 до 11), присутствовало 150 епископов одной восточной церкви (полагают, что западные епископы не были приглашены). Председательствовали на нем последовательно трое: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов и Нектарий Константинопольский.

Второй Вселенский собор. Художник В. И. Суриков

3-й Вселенский собор , Эфесский, собирался в 431 г., при императоре Феодосии II, против архиепископа константинопольского Нестория, учившего, что воплощение Сына Божия было простым обитанием Его в человеке-Христе, а не соединением Божества и человечества в одном лице, почему, по учению Нестория (несторианству ), и Богородица должна называться «Христородицею» или даже «Человекородицей». На соборе этом присутствовали 200 епископов и 3 легата папы Целестина; последние прибыли уже после осуждения Нестория и лишь подписались под соборными определениями, голос же папы во время заседаний собора имел председательствовавший на нем Кирилл Александрийский. Собор принял 12 анафематизмов (проклятий) Кирилла Александрийского, против учения Нестория, а в окружное его послание были включены 6 правил, к которым были присоединены еще два постановления по делам о пресвитере Харисии и о епископе Регине.

Третий Вселенский собор. Художник В. И. Суриков

4-й Вселенский собор , Халкидонский, собирался в 451, при императоре Маркиане, против архимандрита Евтихия и его защитника Диоскора, архиепископа Александрийского, учивших в противоположность Несторию, что в Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно божеское естество, которое в видимом человеческом образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло. Таким образом, по учению этому, тело Христово не было единосущнымнашему и имело лишь одну природу – божественную, а не соединённые нераздельно и неслиянно две – божественную и человеческую. От греческих слов «одна природа» ересь Евтихия и Диоскора получила название монофизитства . На соборе присутствовали 630 епископов и, в их числе, три легата папы Льва Великого. Собор осудил предшествующий Эфесский собор 449 (известный под именем «разбойнического» по своим насильственным действиям по отношению к православным) и особенно председательствовавшего на нем Диоскора Александрийского. На соборе было составлено определение истинного учения (напечатано в «книге правил» под именем догмата 4-го Вселенского собора) и 27 правил (правило 28-е было составлено на особом заседании, а 29-е и 30-е правила являются лишь извлечениями из IV деяния).

5-й Вселенский собор (Константинопольский 2-й), собирался в 553 г., при императоре Юстиниане I , для разрешения спора о правоверии епископов Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые, за 120 лет до этого, в писаниях своих оказались отчасти сторонниками Нестория (такими писаниями признаны: у Феодора – все сочинения, у Феодорита – критика анафематизмов, принятых 3-м Вселенским собором, а у Ивы – письмо к Маре, или Марину, епископу Ардаширскому в Персии). Собор этот, состоявший из 165 епископов (папа Вигилий II, бывший в это время в Константинополе, на собор не пошел, хотя и был приглашаем, ввиду того, что сочувствовал взглядам тех, против кого собирался собор; несмотря, однако, на это, он, а равно и папа Пелагий, признали этот собор, и только после них и до конца VI в. западная церковь не признавала его, а испанские соборы даже и в VII в. не упоминают о нем; но в конце концов он был признан и на Западе). Собор правил не издавал, а занимался рассмотрением и улаживанием спора «О трех главах» – так назывался спор, вызванный указом императора 544 г., в котором, в трех главах, рассматривалось и осуждалось учение трех вышеупомянутых епископов.

6-й Вселенский собор (Константинопольский 3-й), собирался в 680 г. при императоре Константине Погонате, против еретиков-монофелитов , которые, хотя и признавали в Иисусе Христе два естества (как и православные), но в то же время вместе с монофизитами допускали лишь одну волю, обусловливаемую единством личного самосознания во Христе. На соборе этом присутствовало 170 епископов и легаты папы Агафона. Составив определение истинного учения, собор осудил за приверженность к учению монофелитов (представителем последних на соборе был Макарий Аптиохийский) многих восточных патриархов и папу Гонория, хотя последний, а также некоторые из монофелитских патриархов, умерли лет за 40 до собора. Осуждение Гонория было признано папой Львом II (Агафон в это время уже умер). Правил и этот собор также не издавал.

Пято-шестой собор . Так как ни 5-й, ни 6-й Вселенские соборы правил не издавали, то как бы в дополнение их деятельности, в 692 г. при императоре Юстиниане II в Константинополе был созван собор, получивший название Пято-шестого или по месту заседаний в зале с круглыми сводами (Труллон) Трулльским. На соборе присутствовало 227 епископов и делегат римской церкви – епископ Василий с острова Крита. Собор этот, не составивший ни одного догматического определения, но издавший 102 правила, имеет весьма важное значение, так как на нем впервые от лица всей церкви был произведен пересмотр всего действовавшего в то время канонического права. Так на нем были отвергнуты апостольские постановления, утвержден состав канонических правил, собранных в сборники трудами частных лиц, исправлены и дополнены прежние правила и, наконец, изданы правила, осуждающие практику церквей римской и армянской. Собор воспретил «подделывать, или отвергать, или принимать другие правила, кроме надлежащих, с ложными надписаниями, составленными какими-то людьми, дерзнувшими торговать истиною».

7-й Вселенский собор (Никейский 2-й) созывался в 787 г. при императрице Ирине, против еретиков-иконоборцев , учивших, что иконы суть оскорбительные для христианства попытки изобразить неизобразимое и что почитание их должно вести к ересям и идолопоклонству. Кроме догматического определения собор составил еще 22 правила. В Галлии 7-й Вселенский собор был признан не сразу.

Догматические определения всех семи Вселенских соборов были признаны и приняты и римскою церковью. В отношении же к канонам этих соборов римская церковь держалась взгляда, высказанного папой Иоанном VIII и выраженного библиотекарем Анастасием в предисловии к переводу деяний 7-го Вселенского собора: она принимала все соборные правила, за исключением тех, которые противоречили папским декреталиям и «добрым римским обычаям». Но помимо 7 соборов, признаваемых православными, римская (католическая) церковь имеет свои соборы, признаваемые ею вселенскими. Таковы: Константинопольский 869 г., предавший анафеме патриарха Фотия и объявивший папу «орудием Св. Духа» и неподсудным Вселенским соборам; Латеранский 1-й (1123 г.), о церковной инвеституре, церковной дисциплине и освобождении Святой земли от неверных (см. Крестовые походы); Латеранский 2-й (1139 г.), против учения Арнольда Брешианского о злоупотреблении духовною властью; Латеранский 3-й (1179 г.), против вальденсов ; Латеранский 4-й (1215 г.), против альбигойцев; Лионский 1-й (1245 г.), против императора Фридриха II и о назначении крестового похода; Лионский 2-й (1274 г.), по вопросу о соединении католической и православной церквей (унии ), предложенном византийским императором Михаилом Палеологом ; на соборе этом в Символ веры было прибавлено в соответствии с католическим учением: «Святой дух исходит и от сына»; Венский (1311 г.), против тамплиеров , беггардов, бегинов, лоллардов , вальденсов, альбигойцев; Пизанский (1404 г.); Констанцский (1414 – 18 гг.), на котором был осужден Ян Гус ; Базельский (1431 г.), по вопросу об ограничении папского самовластия в церковных делах; Ферраро-Флорентинский (1439 г.), на котором состоялась новая уния православия и католичества; Тридентский (1545 г.), против Реформации и Ватиканский (1869 – 70 гг.), установивший догмат папской непогрешимости.

  • 2.1. Общая характеристика первобытной культуры. Особенности мировосприятия первобытного человека
  • 2.2. Миф и его статус в первобытной культуре, первобытные мифы.
  • 2.3. Первобытное искусство
  • Глава 3. Культура древних цивилизаций востока
  • 3.1. Культура Месопотамии
  • 3.2. Культура Древнего Египта
  • 3.3. Культура Древней Индии
  • Глава 4. Античная культура
  • 1.1. Древнегреческая культура
  • 4.1.1. Основные периоды развития древнегреческой культуры.
  • 4.1.2. Мировоззренческие основы и принципы жизни древнегреческой культуры
  • 4.1.3. Древнегреческая мифология
  • 4.1.4. Античная рациональность. Философия и зарождение научных знаний
  • 4.1.5. Художественная культура древнегреческой античности.
  • 4.2. Культура древнего рима (латинская античность)
  • 4.2.2. Ценностно-мировоззренческие основы культуры Древнего Рима
  • 4.2.3. Мифология и религиозные верования древнего Рима
  • 4.2.4. Особенности художественной культуры Древнего Рима.
  • Глава 5. Христианство и его возникновение
  • 5.1. Социокультурный фон эпохи эллинизма
  • 5.2. Основные идеи христианства: Бог – Любовь, богосыновство, Царство Божие
  • 5.3. Причины конфликта между христианами и Римской Империей
  • Глава 6. Культура Византии
  • 6.1. Основные особенности и этапы развития культуры Византии
  • 6.2. Духовно-интеллектуальный фон эпохи
  • 6.3. Художественная культура Византии.
  • Глава 7. Православие
  • Церковь, ее организация, Писание, Предание, догмат
  • 7.6. Эпоха Вселенских соборов
  • 7.3. Аскетика и мистика православия
  • 7.4. Монашество как форма внутреннего бытия Церкви
  • Особенности православного вероучения и богословской мысли
  • Глава 8. Культура западноевропейского средневековья
  • Периоды развития западноевропейского Средневековья. Средневековая картина мира
  • Специфика социально-культурного расслоения средневековой культуры
  • 8.3. Римско-католическая церковь. Социально-политическая активность и роль католической церкви в жизни средневекового общества
  • Романский и готический стиль в средневековой культуре
  • Глава 9. Культура эпохи Возрождения и Реформации
  • Сущность эпохи Возрождения. Специфика Итальянского и Северного Возрождения
  • 9.2. Гуманизм эпохи Возрождения
  • 9.3. Особенности художественной культуры Возрождения. Искусство Итальянского и Северного Возрождения.
  • Искусство Итальянского Возрождения
  • Искусство Северного Возрождения
  • Феномен Реформации; протестантизм и протестантские конфессии
  • Контрреформация. Новые монашеские ордена. Тридентский собор
  • Глава 10. Европейская культура нового вре­мени
  • 10.1. Картина мира Но­вого времени. Становление рационалистического мировоззрения
  • 10. 2. Наука как фе­номен культуры. Классическая наука Нового времени
  • 10. 3. Особенности культуры эпохи Просвеще­ния
  • Глава 11. Стили и направления в искусстве нового времени
  • 11. 1. Барокко и классицизм в искусстве Нового времени
  • 11. 2. Эстетизм рококо
  • 11. 3. Романтизм как мироощущение XIX в.
  • 11. 4. Реа­листические тенденции в культуре Нового времени
  • 11.5. Импрессионизм и постимпрессионизм: поиск формы
  • Глава 12. Философия культуры конца 19 – начала 20 века: основные идеи и представители
  • Э. Тайлор и ф. Ницше – новый взгляд на культуру
  • Психоаналитическая концепция культуры (з.Фрейд, к.Г.Юнг)
  • Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера
  • 12.4. Теория «осевого времени» к.Ясперса
  • 7.6. Эпоха Вселенских соборов

    Века с IV по VIII в истории Церкви обычно называют эпохой вселенских соборов. Вселенские соборы стали своеобразной формой организации внутренней жизни Церкви. Их истоки восходят к т.н. Апостольскому собору, состоявшемуся в Иерусалиме в 49 г. н. э. Вершиной вселенских соборов стал IV Вселенский собор в Халкидоне (451г.) и про­возглашенный им догмат о богочеловечестве Христа. Христологические поиски и опре­деления не только в церковных, но и в политических процессах, так или иначе, связаны с Халкидоном. Вся глубина этой эпохи раскрывается в вопрошании о смысле богочелове­чества Иисуса Христа как вопросе о природе человека и его назначении.

    Первые соборы Церкви никем не организовывались. Ни авторитет Св. Писания, ни церковные власти никогда не устанавливали регламентацию их проведения и не давали процессуальных директив. Соборное начало свойственно самой «природе» христианства: оно проявляется в раннехристианских общинах, в евхаристическом единстве, в избрании епископов. Деятельность собора, как выразителя церковного сознания, требует духовной и богословской готовности и предполагает «риск веры», поскольку она направлена и на формулировку принципа, и на борьбу с ересью.

    В нач. IV в. Церковь столкнулась с арианской ересью. По определению О. Клемана, «...ересь - не просто эпизод в истории культуры, для нас давно утративший актуаль­ность. Ересь есть выражение постоянного соблазна человеческого разума, желающего объяснить таинство и в конечном счете свети его на нет»*. 6 .

    Арий, александрийский священ­ник, стал учить, что Христос сотворен Богом, следовательно отличен от Отца и не подобен ему. Бог же остается замкнутым в своей трансцендентности. Эта концепция Бога была унаследована от греческой философии. Радикальное различие между природой Бога и природой Христа значительно упрощало христианство, но не раскрывало библейской антиномии о едином Боге, о единстве и различии Сына с Отцом. Согласно Арию, Иисус был вершиной творения, он был избран Богом в силу своих заслуг как нравственно со­вершенное существо. Если принять этот постулат, то окажется невозможным и таинство Троицы, и таинство богочеловечества. Человечество, не обоженное во Христе, не может претендовать на реальное соединение с Богом, между ними возможно лишь моральное общение, образцом которого является Иисус. Эта рационализация христианства, осно­ванная на абстрактных построениях, с одной стороны, принудила Церковь, а с другой, дала ей возможность выразить свою веру в конкретных словах и понятиях. Так был со­зван первый Вселенский собор в Никее (325 г.).

    Никейский собор бескомпромиссно осудил арианство, утвердив догмат о вопло­щении единосущного Сына. Это выражение «единосущия» составляет несравнимый по значимости вклад собора, т.к. в нем устанавливается фундаментальная связь Бога и тво­рения, Бога и человека. Никейское определение вызвало ожесточенные споры, длив­шиеся более полувека. Многие остались арианами или полуарианами. Что касается им­ператоров, они, в большинстве своем, поддерживали арианство: трансцендентный и ав­торитарный Бог казался им более надежным гарантом власти, чем Бог любящий и стра­дающий.

    Огромная работа по богословскому и духовному углублению и дополнению Ни­кейского символа была проделана Афанасием, человеком железной воли и энергии, су­мевшим, несмотря на ссылки, гонения и аресты, выстоять в «арианской смуте». После него тринитарный догмат был развит каппадокийцами. На втором Вселенском соборе , состоявшемся в Константинополе в 381 г., Никейский символ был дополнен членом, ут­верждавшим Божество Духа, исходящего от Бога - Отца.

    Таким образом, первая богословская тема о Св. Троице была неразрывно связана с христологическими определениями. От понимания боговоплощения зависело признание Христа Богом или человеком. С неизбежностью вставал вопрос: соединяет ли Христос Бога и человека или же между ними онтологическая пропасть? Принятие Никейского «единосущия» было ясным ответом: Христос - Бог, его воплощение было явлением в нем Отца и Духа. Однако религиозная мысль не останавливается на этом: если во Христе Бог соединяется с человеком, то как возможно такое соединение и какая роль отводится че­ловеку? Важно понять, что поиски ответов на эти вопросы не были поисками абстракт­ных формул и не были поводом для спекулятивных обсуждений. Это были размышления о человеческой свободе, его личном усилии, его месте и роли в бытии. Отсюда та актив­ность, а порой даже страстность, с которой проходило обсуждение и создавались дог­маты.

    Антиохийская школа сыграла здесь не последнюю роль. В лице Феодора Мопсу­этского и, особенно, его ученика Нестория проявилась устремленность антиохийцев к «человечности Христа». Несторий пытался рационализировать христианство. Он отвер­гал признание Девы Марии Богородицей. Против Нестория выступил епископ Александ­рийский Кирилл. Представитель александрийского богословия, он унаследовал тради­цию, шедшую от Иринея и Афанасия, в которой критерием богословия признается цер­ковный опыт спасения Христом. Отрицание этого факта спасения и сопричастия с Богом он увидел в несторианстве. Для решения этого спора был созван третий вселенский со­бор в Эфесе (431 г.). Надо сказать, что атмосфера, в которой собирались и проходили со­боры, не всегда была спокойной. Зачастую (как в случае с третьим собором), это была атмосфера взаимных обид, подозрений и непонимания из-за различий в оттенках мысли и употреблении слов. Принятию единого догмата предшествовал путь медленного со­гласования слов и традиций. Осуждение Нестория нашло поддержку не только среди церковных иерархов, но и среди церковного народа Эфеса, Александрии и Константи­нополя. Победа Православия была выражена в формулах собора: Христос есть со­вершенный Бог и совершенный человек, в нем соединились две природы, Святая Дева есть Богородица.

    Споры улеглись, однако, что касается массы христиан, то она божество Христа воспринимала гораздо сильнее, чем его человечность, различие природ во Христе вос­принималось как отвержение христианства. Это сопровождалось утверждениями о гре­ховности человеческой природы, где всякое сравнение Христа с людьми считалось не­благочестивым.

    Это привело к возникновению одной из самых значительных по масшта­бам ереси монофизитства. Монофизитство утверждало одну природу во Христе, правда, составную - богочеловеческую, но с явным преобладанием божественного, растворением человеческого в божественном. Монофизитство возникло в Константинополе, откуда широко декларировалось архимандритом Евтихием. Первой монофизитской интуицией было прославление преображения, совершившегося во Христе. Но это имеет смысл лишь эсхатологический и требует аскетической, этической и исторической реализации в собст­венной свободе человека, в чем монофизитство ему отказывает. В крайних монофизит­ских кругах появились формулировки относительно растворения человеческой природы в божественной. Таким образом, эманация подменяет собой творение, и спасение мира оборачивается его растворением в божестве. Если бы христианство стало монофизит­ским, то трудно было бы утверждать человеческое измерение истории, творческую сво­боду человека его богочеловеческую задачу.

    Халкидонский собор (451 г.) занимает особое по значимости место в цер­ковной истории. Формула Халкидонского догмата утверждает две природы Христа в со­единении «неслитном, неизменном, нераздельном, неразлучном». Это отрицательное оп­ределение имеет глубокий религиозный смысл: оно и выражает саму сущность христиан­ства. Бог соединяется с человеком, но человек в этом единстве не умаляется, ему предос­тавляется новое измерение - богочеловеческое.

    Халкидонским «оросом» начинается новая, византийская глава в истории Право­славия. Антиохийская кафедра была развенчана несторианством, Александрия была зна­чительно ослаблена после Халкидона, каноны которого, и богословский, и юридический, способствовали утверждению первенства Константинополя, хотя предпосылки для этого сложились гораздо раньше. Однако постановления Халкидонского собора воспринима­лись многими с трудом: целые провинции в Египте. Сирии. Малой Азии оставались при­верженцами монофизитства. находя поддержку и в монашестве, и в епископате. Кон­стантинопольские императоры проводили политику компромиссов, а иногда и открытой поддержки монофизитов, что вызывало серьезные разногласия с Римом. В попытке со­хранить монофизитский Восток Церковь теряла православный Запад.

    В 533 г. Юстиниан созвал пятый вселенский собор в Константинополе. Этот со­бор осудил учения Оригена и его ученика Евагрия и некоторые сочинения крайних представителей Антиохийской школы. Был составлен список «избранных Отцов» - бесспорных авторитетов православного Предания - и подтвержден Халкидонский догмат.

    Как мы видим, ни Антиохия, ни Александрия не смогли дать целостного изложе­ния вероучения. Формула Халкидона стала тем необходимым синтезом, в котором нуж­дался христианский мир. Однако ее еще нужно было раскрыть в необходимых понятиях, она должна утвердиться в церковном сознании в новых смыслах, необходимо пере­строить всю терминологию. Для этого потребовалась пятый и шестой Вселенские со­боры.

    Несмотря на догматические определения четвертого и пятого вселенских соборов, примирения с монофизитами не произошло. В русле монофизитства возникает монофе­литство - учение об одной воле Христа, божественной, поглотившей его человеческую волю. Утверждалось, что Бог - источник всех человеческих действий Христа. Монифе­литство урезало полноту человечества Христа и лишало его человеческой воли. И снова Церковь будоражат споры и разногласия: Константинопольские патриархи принимают монофелитство, что вызывает бурю протестов на Западе. В защиту Православия высту­пил преподобный Максим Исповедник, человек трагической судьбы: после неоднократ­ных ссылок, пыток и увечий он умирает, так и не приняв монофелитской формулы. Не­много раньше подобная судьба постигла папу Мартина, собравшего собор из 150-ти епи­скопов, который осудил монофелитство. Императоры поддерживали ересь. Однако Цер­ковь все же нуждалась в окончательном решении вопроса. Для этого собрался шестой Вселенский собор в Константинополе (680 - 681). Монофелитство было отвергнуто, и Халкидонское определение было дополнено догматом о двух волях Христа. Дальнейшее углубление Халкидонского «ороса» закладывало основание христианской антропологии: утверждение целостного человека и его абсолютной ценности стало итогом христологи­ческих споров.

    Пятошестой Трулльский собор (691) был созван, чтобы своими каноническими постановлениями дополнить пятый и шестой соборы. Его определения носят церковно-юридический характер и относятся к обрядово-культовой практике и регламентации мо­нашеской жизни.

    Новый этап в жизни Церкви знаменуется новой смутой иконоборчеством. Перво­начальная суть икон заключалась не в изображении святых или событий евангельской истории, но в выражении определенных мыслей о Христе. Икона связана с раскрытием в церковном сознании смысла боговоплощения. Иконотворчество должно было обеспечить выход в мир духовный, в новую реальность, всколыхнуть глубины памяти. Позднее, уже в ХХ веке философ Павел Флоренский напишет о «напоминательном значении икон», онтологическая характеристика которых - «быть тем, что они символизируют»*. 7

    Иконопочитание, утвердившееся в VII в. порой приобретало формы, приближаю­щиеся к идолослужению. Как реакция на это возникло движение иконоборчества. Неко­торые императоры поддерживали иконоборцев, историки усматривают в этом по­пытку найти компромисс с исламом, где, как известно, изображения живых су­ществ запрещены. На защиту икон выступило монашество, приняв на себя всю тяжесть гонений. После смены власти в 787 г. в Никее собрался седьмой Вселенский собор , на котором был провозглашен догмат об иконопочитании. Этот догмат был подготовлен православной богословской мыслью и, прежде всего, творчеством Иоанна Дамаскина. Защиту икон он выводит непосредственно из боговоплощения и богочеловечества Хри­ста. Его знаменитое изречение: «Почитаю не материю, но Творца материи, ставшего ма­терией ради меня» - легло в основу христологического определения иконы и иконопочи­тания. Эта победа до сих пор празднуется в первое воскресенье Великого поста как «торжество Православия».

    Догмат иконопочитания завершает догматическую диалектику эпохи Вселенских соборов, сосредоточенную на двух основных темах божественного откровения: на уче­нии о Троице и на учении о богочеловечестве. В этом отношении вероучительные опре­деления вселенских соборов составляют неизменный фундамент Православия.