– принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло (҃)

Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, - «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 - образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.

В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» ().

В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).

На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) - вверху, (ню) - справа, и надпись читается по кругу слева направо.

На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.

Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) - «еже есть отчески». (он) - «оум» (ум), (наш) - «непостижим сый»; и, в-третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) - «от небес приидох», (он) - «они же Мя не познаша», (наш) - «на кресте распята».

Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .

Надписи на иконах

Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.

Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).

Греческое написание Церковнославянское написание Перевод, расшифровка
Θεος Бгъ Бог
Гдъ Господь
ΙΣ ΧΣ IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος.
Церковнослав.: Иисус Христос
ΙΧΘYΣ Дословно «рыба», греческий акроним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ - Иисус Христос Сын Божий, Спаситель
ο ων Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» - «Я есть Сущий» (). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа
Црь слвы Царь Славы
ΜΠ ΘY МН БЖН Греч.: сокращение от Μητερ Θεου.
Церковнослав.: Матерь Божия
1. Б. М.
2. БЦА
3. П. Б.
1. Божия Матерь
2. Богородица
3. Пресвятая Богородица
I. Н. Ц. I Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»
ΤΚΠΓ МЛ РБ Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста
ГГ Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста
ГА Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста
К Копие - одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
Т Сокращение от «трость» - одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
КТ Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста
ΑΓΙΟΣ,αγιος АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ Святой
ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая
ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник
ПРO Пророк
АПЛЪ Апостол
СТЛЬ Святитель
МЧ, МЧНК Мученик
ПР Преподобный
Надпись Страна Перевод
Псков. XV в. Иисус Христос
Греция. XVI в. Иисус Христос
Русь. XVI в. Иисус Христос
Византия. XIV в. Матерь Божия
Русь. XVI в. Матерь Божия
Сербия. XIV в. Матерь Божия
Византия. XII в. Архангел
Греция. XVI в. Архангел
Греция. XVI в. Архангел
Греция. XVI в. Праведник
Греция. XVI в. Праведник
Русь. XV в. Пророк
Греция. XVI в. Пророк
Русь. XV в. Пророк
Болгария. XIV в. Святой
Сербия. XIV в. Святой
Русь. XVII в. Святой
Русь. ХII-ХIII в. Святой
Греция. XVI в. Святой
Русь. XVI в. Святой
Русь. XVI в. Апостол
Русь. XVII в. Апостол
Русь. XVII в. Святитель
Русь. XVII в. Святитель
Русь. XVI в. Мученик
Русь. XVII в. Мученик
Русь. XVII в. Преподобный
Русь. XVII в. Преподобный
Русь. XV в. Иоанн
Греция. XVI в. Иоанн
Русь. XVI в. Иоанн
Греция. XVI в. Предтеча
Русь. XVI в. Предтеча
Византия. XI в. Златоуст
Греция. XVI в. Златоуст

Шрифт в русских иконах

Русские домонгольские иконы подписывались уставом - симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав - письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы - торжественной вязью, а клейма - полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе - это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII-XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

Нимб вокруг головы святого - весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами основы (симметричность иконы - символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

История нимба

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме , и у многих язычников , и появилось задолго до христианства.

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб - это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Об иконах в православии:

Нетварный Свет

«…Был человек некий, именем Иоанн… он не был Светом, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был же Свет Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир.«(от Иоанна,1, 6-8)

По сути, можно сказать, что любая икона - икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон - это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

«…И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать.» (Апок.22,5)

Нимб на иконе - наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет - это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый - свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их.
Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест - главный символ христианства. Крестом спасен мир. Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания , Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы. Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы - «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, - Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия. Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой - цвет неба, духовного мира ангелов. Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, - символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой. Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой - это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный - цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг - вечность, то квадрат - потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков . На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Почитаемые православные иконы:

Православная икона - это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир». Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом. Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

(от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Христианский нимб имеет предысторию уже в Ветхом Завете. Например, когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). В Новом Завете, например, встречается описание лика первомученика Стефана , подобного ангельскому лику. Нимб символически отображает тайну Божественного присутствия в праведном человеке. Он свидетельствует о присутствии Божественной , преображающей личность святого, удостоверяющей его причастность , которое не приходит внешним образом, а пребывает внутри человеческой души. Нимб символически передает тайну благодатного , которому становится сопричастен человек по мере прохождения духовного подвига и соединения с Богом.

В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто – и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства – с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно – в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных; иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска – светлая обводка – с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография – самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде “рамы” для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете – о Свете, который по Дионисию Ареопагиту , “происходит от блага и является образом благости”.

Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин) . В своем слове на Преображение Господне он уточняет: “Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах”

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет !” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным. Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – Сокровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, Откровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Но и этим сказано не все. Необходимы уточнения. Золото само по себе не испускает света, а лишь отражает его от реального источника; так и свет святого по природе принадлежит не лично ему, а Богу, и светится во святых, как солнце в золоте; “праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13:43), “ибо они станут по благодати тем, что Бог есть по природе” пишет В.Н. Лосский, то есть речь идет о благе данном, дарованном – “благо + дати”, – а не о какой-то “самовспышке”, “самовозгорании” света в человеке.

Подвиг святости и есть добровольный отказ от самости, борьба с ней. Когда преп. Серафим Саровский просиял этим светом благодати перед Н.А. Мотовиловым , о чем он молился накануне? – “Господи! Удостой его ясно и телесно глазами видеть, то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!”

Азбука Веры

Есть вещи, которые в определённых кругах считаются "общеизвестными", тем удивительнее наталкиваться на мнение, противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким образом, для тех, кто знает "Закон Божий" в рамках воскресной школы, данный материал можно пропустить...
А кому интересно - представляю новую статью для мартовского номера журнала "Лоза"

Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут - нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий святость изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»),а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения - крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».

Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира - например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T . И это уже давало известный простор в толковании.

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: T ОН. Например: T - «еже есть отчески», О - «ум», Н - непостижим сый».Или: T - «от небес приидох», О - «они же Мя не познаша», Н - «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде: «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например - 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml

Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

  • треугольной,
  • круглой,
  • шестиугольной.

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Нимб для защиты статуй

Есть сразу несколько вариантов в отношении того, как возник такой показатель святости, как нимб. Согласно версии некоторых исследователей, ещё в Древней Греции на статуях применялся специальный мениск – металлический плоский кружок, располагавшийся вокруг них с целью защиты от погодных неблагоприятных условий и птиц .

Щит победителя

Прочие специалисты считают, что изображение ореола вокруг головы возникло вследствие традиции, согласно которой к спине различных героев помещали щит. Именно он и возвышался над головой.

Более правдоподобной и обусловленой трактовкой появления нимба все-таки является греческая. С одной стороны она более разумна, с другой – имеет под собой мифологическую основу.

Согласно древним греко-римским сказаниям, боги с Олимпа возникали перед людьми в образе человека. Отличались при этом от людей ослепительным и ясным светом нематериального происхождения, который осмыслялся как:

  • светозарный эфир;
  • неземная атмосфера;
  • пространство обитания богов.

Иначе говоря, такое свечение – это показатель принадлежности к божественной и человеческой природе.

Позже у греков данная традиция изображения святости была заимствована христианами и буддистами. К нему же обращались также египтяне и римляне.

С приходом в мир Спасителя такое свечение стало доступно и для простых смертных, Его последователей, удостоившиеся чести стать подобными небесным представителям. С течением времени традицию передачи изображения нимба было сокращено до ореола вокруг головы.

В современном православии ореол вокруг головы Святой Троицы , Пресвятой Богородицы , Ангелов и святых может быть показан по-разному. Как уже упоминалось, у лика Господа Вседержителя ореол над головой может быть треугольной формы, а также в виде шестиконечной звезды.

Вторая ипостась Божия – Спаситель Иисус Христос – имеет свечение, в которое вписан крест. Как вариант, в нимб Спаса могут быть вписаны три линии света. Иногда в ореол вписывают пучок лучей, которые исходят из центра диска по его радиусу.

Третья ипостась Божия – Дух Святой – изображается в виде голубя с треугольным ореолом.

Также ореолы Господа и Божией Матери, как правило, имеют золотистый цвет, показывают золотое сияние, что имеет значение духовного светила, нематериального солнца. Как и само слово «нимб».

Свечение у Девы Марии по форме всегда круглое. Бывает украшен звездами (как правило, двенадцатью), лучезарной короной, диадемой, что указывает на Ее, если так можно сказать, статус Царицы Небесной.

Святые Ангелы, а также святые люди разных чинов и видов святости ( , преподобные, праведные, мученики, исповедники, святители, блаженные и т. д.), вне зависимости от своего чина, имеют изображение нимба с шаровидными золотистыми косами вокруг головы. Случается, что у патриархов и пророков оттенки свечения бывают серебристыми.

Существуют некоторые различия между изображениями нимбов в католической и . В православной традиции ореол святости показывают вокруг головы полностью закрашенным, католики изображают просто легким кругом над ней.

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился .

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Цвет и форма

Золотой нимб всегда был представлен в христианском искусстве.

Индусы используют красный свет. Античные боги имеют голубое свечение. В отдельных ситуациях встречался даже радужный.

Гало (круглый ореол) в Византии всегда был отличительным знаком ушедших в мир иной, которые при своей земной жизни были образцом высокой нравственности и снискали милость Небес.

Пресвятая Дева Мария всегда имеет изображение с круглым и часто изысканным ореолом вокруг головы.

У Ангелов и святых гало такое же, но всегда без каких-либо украшающих орнаментов. Крест внутри нимба или, как вариант, крестообразный ореол – это особенный, специальный символ, характерный только для Спасителя. Он показывает Искупление и Распятие Христа.

Ореол в виде овала говорит о духовном свете.


Квадратный нимб или шестиугольный может быть показателем святого человека или представителя Небесного мира среди живых. Также квадратный нимб может указывать на обычного человека, но творящего какие-либо дело, спасительно для его души и окружающих, к примеру, приносящего жертву.

Квадратный нимб иногда осмысливается как изображение чего-то низшего, через него передают символом земли.

Квадратный нимб также трактуется таким образом: три его угла – это Троица, а оставшаяся говорит о Ее единстве.

Круглый ореол – напротив, показатель вечного бытия.

Треугольный – это указатель Святой Троицы, Ее Триединства. Единства трех Ее личностей в совершенной любви (кстати, именно поэтому христиане не многобожники: Отец Сын и Святой Дух пребывает во всесовершенной, бесконечно соединяющей Любви и даже пишется без знаков препинания, показывая Одного Бога).

Гало в форме треугольника бывает только на иконах Бога Отца.

Многогранники характерны для людей и Ангелов, которые прославились особой добродетелью и подвигом.