Беседа с обучающимися по теме: «Что есть красота?»

Добрый день, ребята. Все, о чем мы сегодня будем говорить, встречается нам ежедневно. Но из-за быстрого течения времени, мы просто часто не обращаем внимание на всё, что нас окружает. Итак, тема нашего разговора: «Что есть красота?»

Прежде, чем мы начнём наш разговор, я хотела бы определить некоторые правила нашей беседы: СЛАЙД № 2

Каждый в разговоре- активный участник;

Говорите, что думаете, но думайте, что говорите;

Выслушайте говорящего до конца;

Будьте терпимыми к мнению других;

Прежде чем спорить, продумайте главное, что Вы хотите доказать;

Наша цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

В споре рождается истина.

Ну, что, начнём?

Слайд № 3

1.Как Вы понимаете слово «красота»? Какие ассоциации у Вас возникают?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

2.Подберите синонимы к слову красота.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

(восхитительный, пленительный, великолепный, ослепительный, обворожительный, бесподобный, видный, прекрасный, художественный, изящный, нарядный, дивный, роскошный, привлекательный, чудный, божественный, блестящий).

А вот так говорится в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:

Слайд № 4

Красота - всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Слайд № 5

Предлагаю прослушать фрагмент песни Ю. Антонова «Живет повсюду красота»

О какой красоте идёт речь в этой песне?

Д. О красоте природы.

Скажите, а эта красота создана человеком? Прилагал ли человек свои усилия, чтобы создать природу?

Д. Нет. Природа создана либо Богом, либо космической эволюцией, а возможно ее создали инопланетные существа.

А что в природе вам кажется красивым?

(Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…

Важна ли для нас и нужна ли нам красота природы?

Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему. Давайте попробуем разобраться в этом…

Посмотрите на репродукции этих картин.

Слайд № 6

Известные русские художники, рисуя картины, сумели изобразить, как лучи солнца проникают сквозь листву берез, скользят по стволам деревьев, заставляют сверкать и переливаться сочную влажную зелень травы, как отражаются голубые небеса в глади озер и рек, как искрится серебристый снег на зеленых лапах сосен.

Это же чудо!

А только лишь художникам доступна способность особым языком передавать красоту природы? Или кто-то еще обладает таким даром?

Д: Да, таким даром обладают композиторы, музыканты. И с помощью звуков рисуют картины природы.

СЛАЙД № 7

Великий композитор Петр Ильич Чайковский, жил очень давно, но мы слушаем его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать.

Что вы сейчас слышали?

Как вы считаете, эта музыка красива? Нужна ли нам такая красота, которую нам передают с помощью красок, звуков, слов. Изменяемся ли мы, когда видим, слышим и чувствуем «такую красоту»?

Д: Красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

А по отношению к человеку мы можем употреблять слово красота?

Д: Да, конечно

Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.

Слайд № 8

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

Я так и думал. - горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.

Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.

С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

СЛАЙД № 9

Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:

Этим я обязан тебе.

Вам понравилась притча?

А о чем она, ребята?

Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека проявляется через его поступки. Добро сделало боярина поистине красивым человеком. Но какая это была красота?

Д: внутренняя, душевная.

Слайд № 10

А теперь я обращаюсь к словам Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Что в этих словах говорит о внешней, т. е. сразу видимой красоте?

Д: лицо и одежда

А какие слова говорят о внутренней красоте?

Д: душа и мысли

Какую красоту видел мальчик из притчи в боярине?

Д: душевную

Слайд № 11

Перед вами даны карточки со словосочетаниями о красоте в человеке.

Разделите эти словосочетания на 2 разные группы?

Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, добрый взгляд,

красивые брови, милосердное отношение, красивый поступок, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, трепетное отношение.

Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?

Д: О внешней красоте.

От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

Д: Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.

Зачитайте словосочетания второй группы.

- О какой красоте идёт речь в них?

Д: О внутренней, духовной красоте.

А от чего зависит духовная красота?

Д: От культуры, от воспитания, от образования…

Молодцы! Вы всё сделали правильно.

Сейчас мы проведем небольшой эксперимент.

После его проведения мы поговорим о ваших впечатлениях.

Я приглашаю 3-х желающих подойти ко мне ближе.

На подносе у меня лежат 3 шоколадки. Первая шоколадка в яркой красочной обертке, вторая в менее красочной обертке, третья обернута в тетрадный лист. Я предлагаю каждому из вас выбрать 1 шоколадку, вернуться на свое место и развернуть шоколад.

(В яркой, красочной обертке оказывается пластилин. В менее красочной обертке - половина шоколадной плитки. В тетрадный лист завернута целая плитка шоколада).

- Что чувствовали, о чем думали до того, как развернули шоколад?

Д: …..

- Что почувствовали после?

- Чему научил нас этот эксперимент? Что вы поняли?

Д: Эксперимент помог нам наглядно убедиться в том, что не всегда яркое, красочное бывает действительно ценным.

Недаром русская народная пословица гласит: «Не все то золото, что блестит».

Иногда так же бывает и с людьми. Красивые внешне люди не представляют собой чего-либо ценного.

- Ребята, сегодня вы уже поняли, что не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

Приходилось ли вам встречаться с некрасивыми людьми, обладающими прекрасными душевными качествами? Отталкивала ли вас их некрасивость?

Д:…

Влияет ли красота друга или подруги на ваши отношения?

Д:…

А на чью красоту или некрасивость мы никогда не обратим свое внимание, не придадим ему значение? Потому, что для нас они в любом случае всегда красивы.

СЛАЙД № 12

Д: на своих родных, любимых, близких.

Конечно, потому, что существует еще красота взаимоотношений:

В детстве между ребенком и родителями, в юности между молодым человеком и девушкой, в среднем возрасте между мужем и женой, в старости между дедушками и бабушками и внуками.

Это называется красота семейных отношений.

СЛАЙД № 13

И я надеюсь, что после нашей сегодняшней встречи, вы научитесь видеть и ценить настоящую красоту, которая поможет вам найти главные ценности в вашей жизни.

СЛАЙД № 14

СЛАЙД № 15 Спасибо за внимание!

БЕСЕДА: «Красота: как ты это понимаешь?»

Цель: дать понятие красоты, учить различать красоту внешнюю и внутреннюю.

Приветствие:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей….

Спасибо!

1. Прослушайте отрывок из песни Юрия Антонова и определите тему нашего разговора.

Живет повсюду красота:
Живёт не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
- Как вы поняли- о чём мы с вами будем сегодня говорить?

(Правильно, речь пойдёт о красоте )

- А как бы вы дали определение этому слову: что такое красота?

Дети отвечают .

- Молодцы! А теперь послушайте, какое определение этому слову даёт автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов:

«Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

- Вспомните слова из песни Ю. Антонова и скажите:

О какой красоте говорится в ней?

/О красоте природы/

- А что в природе вам кажется красивым?

(// Животные, растения, реки и моря, весенний лес и золотая осень, лесные цветы и ягоды, закаты и восходы, зимний лес и летний дождь…//

- Так ли уж важна для нас и нужна нам красота природы? Как вы думаете?

//Ответы учащихся//

- С вами нельзя не согласиться. Послушайте, что об этом говорит певец и композитор: (зачитать )

Живёт повсюду красота:
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее
Она,наверно, неспроста.

Итак, красота окружающего мира нам необходима: она радует наш взор, наши сердца, развивает и обогащает наши чувства, делает нас добрее, отзывчивее.

А по отношению к человеку можем мы употреблять это слово – красота?

//Ответы учащихся//

В чём заключается красота человека?

//Ответы учащихся//

Задание. На столах в пакете карточки с написанными на них словосочетаниями. Поработайте с ними. Как можно их сгруппировать?

//Красивый нос, красивые глаза, красивые губы, красивые брови, прекрасные волосы, красивая причёска, нежная кожа, красивая душа, красивый поступок, милосердное отношение, добрый взгляд, трепетное отношение…//

На сколько групп разделили все предложенные карточки?

/на две/

Зачитайте словосочетания первой группы. О какой красоте человека говорится в них?

/О внешней красоте/

От чего зависит внешняя красота? Или это только дар природы, то есть красота от рождения?

(Внешняя красота зависит от многого: от умения одеваться, содержать себя в чистоте, красиво причёсываться и т. д.)

- Зачитайте словосочетания второй группы.

О какой красоте идёт речь в них?

/О внутренней красоте./

Молодцы! Вы всё сделали правильно.

А знаете ли вы, что в старину слово «красный», кроме цвета, обозначало отношение к чему-либо: прекрасный, добротный, красивый .

«Серенькое утро – красен денёк».

«Красному утру не верь».

«Красн о говорит, а слушать нечего».

«На чужой стороне и весна не красна».

- Народные пословицы отразили такой взгляд на красоту человека: послушайте:

- «Не красна изба углами, а красна пирогами»

- Причём здесь пироги, когда говорим о красоте?

– Пословица прославляет труд, утверждает: человек красив, если трудится

- «Красна птица пером, а человек умом»

- Какое отношение к нашему разговору имеет эта пословица?

-«Не платье красит человека, а человек платье»;

- «Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен».

- «Душой прекрасен» - это о внутренней красоте человека.

А что это значит – красив душою?

//Ответы учащихся//

- О внутренней красоте человека размышляли многие писатели и поэты. Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка ».

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка,
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье.
А если так, то что есть красота

Сосуд она, в котором пустота,

- Что представляли, когда слушали стихотворение?

Как вы понимаете выражение

« Младенческая грация души

Уже скользит в любом её движенье»?

(Грация =

1. Изящество, красота в движениях.

2. Красивая, грациозная девушка, женщина.)

Грация души – изящество, красота души (метафора)

(Девочка умеет принимать и понимать чужую радость, не завидовать тем, кто имеет больше, чем она. Душа девочки открыта миру, чужому счастью….)

- перечитайте последние строки стихотворения:

…что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Как бы вы ответили на поставленные вопросы? О каком сосуде идёт речь?

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы о вас сказали: у него красивая душа?

3. Заключительное слово учителя.

Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Лицо и одежда сразу видны – поэтому эти слова стоят на первом месте. Это внешняя оболочка человека, сосуд, который сразу заметен. Душа и мысли скрыты за внешней оболочкой. Это тот огонь, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который делает душу красивой. Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не погас?

Рефлексия: предложить детям высказать своё мнение о занятии: поднять кружки с изображением «улыбка» или «огорчение».

Спасибо за работу


Скучно было Цветку стоять целыми днями на одной ножке посреди клумбы. Он вырос и распустил свои лепестки намного раньше остальных цветов, и поэтому общаться ему было совершенно не с кем. И вот, в один из дней, на него села незнакомая, очень красивая Бабочка. Она, наверное, прилетела издалека, потому что таких красивых крыльев Цветок еще ни-когда не видел. Пока Бабочка, сложив крылья, отдыхала, Цветок пожаловался ей на свое одиночество и рассказал о том, как скучно и невесело ему живется. Сжалилась Бабочка над оди-ноким Цветком. Она решила не лететь дальше, а поселиться поблизости. Ей захотелось почаще прилетать к Цветку и рас-сказывать ему о тех местах, где она уже успела побывать.

Теперь Бабочка помногу раз в день прилетала к Цветку с новостя-ми, а он, широко раскрыв лепестки, радостно встречал свою красивую гостью. Но однажды, ког-да Бабочки не было рядом, к Цветку по-дошел мальчик и захотел его сорвать. Цветок сжался, задрожал от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предло-жил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился и сходил домой за сачком. Вернувшись, он спря-тался и стал дожидаться Бабочки. Вско-ре она появилась в небе. Бабочка куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок широко раскрыл свои лепестки и вос-кликнул:

Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду. Мне надо тебе кое-что сказать.

Как только Бабочка подлетела к Цвет-ку, она тут же оказалась в сачке. Она хотела выр-ваться из плена, но у нее ничего не получалось. Вдруг край сачка приподнялся, и Бабочка увидела руку, тянущуюся к ней. Чьи-то пальцы пытались ее схватить. Бабочка металась, билась крыльями и внезапно ей удалось вырваться на волю. Взлетев высоко, она оглянулась и увидела, что от удара сачка Цветок сло-мался. Он без движения лежал среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим сломанным и молчащим дру-гом, и горько плача, говорила:

Это я виновата, это тебя из-за меня сломали, прости меня, Цветочек.

[?] - Кто из героев сказки был по-настоящему кра-сив душой и сердцем?

Как поступил Цветок по отношению к Бабочке? (Некрасиво и безобразно ).

А может быть, кто-то считает, что Цветок посту-пил красиво, ведь он спасал свою жизнь? (На ответ "да": если он поступил красиво, значит, вы хотели бы с ним дружить, если бы были Бабочкой ).

Вам понравился мальчик или нет? Почему?

Что важнее, красота души или красота внешняя?

Вывод: красивое нравится всем, а некрасивый, бе-зобразный поступок никому (почти всем) не нравится.

Как Красота на Хорька обиделась

В глубокой норе посреди леса жил Хорек, маленький черненький зверек, чуть больше обыкновенной белки. Бегал он все время грязный, шкурку свою не чис-тил, в нору всякий мусор со всего леса тащил, а объедки после еды не относил далеко и не закапывал, как это делают все, а прямо в норе разбрасывал. В кон-це концов, от Хорька стало так неприят-но пахнуть, что звери от него в разные стороны разбегались, а проходя мимо его норы, носы закрывали и от мух отмахи-вались. Только один Хорек ничего особен-ного не замечал, потому что привык так жить.

Однажды и Красота, спящая в серд-це Хорька, не выдержав такого отврати-тельного запаха, проснулась. То ли оби-делась она на такого грязнулю, то ли еще что-то случилось, но ночью, когда Хорек спал, покинула она его. Тут же Хорек стал во сне крутиться, морщиться и о чем-то скулить. Оказалось, что сон ему стал сниться какой-то уж очень некрасивый, где всякие скользкие неприятные улитки и слизняки за ним гоняются и облизать его хотят. Всю ночь Хорек убегал от сво-их скользких преследователей, а утром, когда проснулся и выглянул из норы, то очень удивился. Раньше солнце и лес ему нравились и он их считал красивыми, а теперь и солнце, и лес, и речка, и все ос-тальное стало каким-то некрасивым, и даже чуточку противным. Солнце нароч-но лучами слепило глаза, лес помогал ветру сильно шуметь и шелестеть, а реч-ка со своей холодной водой как будто бы специально хотела, чтобы у Хорька забо-лело горло. Даже все лесные жители ста-ли казаться какими-то нехорошими и не-красивыми, а от любимой еды Хорек те-перь морщился и кривился, потому что она все время оказывалась почему-то не-вкусной.

Целый день ходил Хорек недовольный и с очень плохим настроением, потому что ничего красивого вокруг себя не за-мечал. Ночью ему опять приснился не-красивый сон, а утром он снова встре-тился с некрасивыми друзьями, солнцем, лесом и речкой. Так продолжалось целый месяц.

Наверное, это лес по ночам шелес-тит, деревья раскачиваются, все мои кра-сивые сны распугивая, - как-то раз, про-снувшись рано утром, подумал Хорек, и тут же решил отправиться на поиски ти-хого и спокойного леса.

Идет Хорек и все голову задирает, смотрит, когда другой, хороший, лес нач-нется, который не станет с ветром бало-ваться и деревьями шуметь. Долго бы искал Хорек тихого леса, если бы вдруг на его пути не встретилась старая коря-га, торчащая из-под земли. Споткнулся Хорек об нее, упал больно на землю и вдруг увидел, что из него выкатилось что-то маленькое, черное, мохнатое и ужас-но пахнущее. Это существо тут же под-скочило к Хорьку и запищало:

Пусти меня к себе. У тебя в сердце тепло и темно, а здесь противное яркое солнце и шумный лес.

А ты кто? - спросил Хорек.

Я Безобразик, - сказало мохнатое существо. Ты со мной уже давно дружишь и кормишь меня.

Я тебя кормлю? - удивился Хорек.

Да, конечно. Мы, Безобразики, ра-стем с каждой некрасивой мыслью и по-ступком, а потом, когда вырастаем, мо-жем запросто заполнить собой все серд-це, и места в нем для Красоты уже не остается.

Так это, значит, ты все мои сны кра-сивые прогнал, - рассердился Хорек. -Так это, значит, из-за тебя я перестал Красоту вокруг замечать?

Хорьку сначала даже захотелось уку-сить Безобразика, но он не стал этого де-лать, а повернулся и быстро скрылся в лесу. Пока Хорек бежал назад, к своей норе, он все время вспоминал слова Бе-зобразика о том, что случается от некра-сивых мыслей и поступков. Теперь он знал, откуда все его неприятности, и ре-шил во чтобы то ни стало разыскать Кра-соту и вернуть ее в свое сердце.

Точно никому не известно, смог Хо-рек найти свою Красоту или нет, но толь-ко через некоторое время он сильно из-менился. Теперь он всегда ходит чистый, постоянно вылизывает и вычищает свою шкурку, содержит в чистоте нору и лю-бит подолгу греться на приятном и лас-ковом солнышке, любуясь звуками и крас-ками родного леса.

[?] - Как вы думаете, вернулась ли Красота в сердце Хорька?

Почему Красота покинула Хорька? (Ей надоел грязнуля, и ее вытеснил из сердца росший Безобразик).

Что бывает после того, как Красота покидает сер-дце? (Перестает радовать красивое, и кругом замеча-ешь одно безобразное).

Встречали ли вы людей, которые не замечают кра-соты природы, цветов, звуков?

Кому из вас знакома радость при встрече с пре-красным?

Может ли в сердце поселиться Безобразик, если мысли некрасивые, а дела обыкновенные? (Мысли рано или поздно превращаются в поступки)

Гадость-Пакость

Однажды среди дремучего леса, в глу-бине зловонного гниющего болота, среди пиявок, комаров и головастиков родилась Гадость-Пакость. Она пропиталась отвра-тительными запахами, насмотрелась на все гадкое и неприятное и, схватившись за большой всплывавший пузырь, подня-лась из глубины болота на поверхность. Скинув с себя налипшую тину и выпутав-шись из водорослей, Гадость-Пакость уце-пилась за пролетавший над болотом ве-тер и через день оказалась над большим незнакомым городом.

Очень быстро ей понравился город. Можно было с удовольствием послушать крики людей, насладиться ревом и шу-мом машин, а в глубоких люках на ули-цах можно было искупаться в грязных потоках дождевой воды. Выспавшись в мягкой куче мусора во дворе и позавтра-кав едким дымом из заводских труб, Га-дость-Пакость вдруг неожиданно заску-чала и решила поразвлечься и побезобразничать. Она стала подлетать ко всему подряд и дышать на все своей гадостью и обмазывать своей пакостью. Чистые лужи стали грязь в себя собирать и пач-кать людям обувь. Коты стали так громко и противно мяукать на крышах, что люди уши себе затыкали. Машины стали изо всех сил дымить, а собаки стали безоб-разничать, всех кусать и на всех рычать. Даже мусорницы на улице стали выпле-вывать мусор прямо под ноги людям.

Такого в городе еще никогда не было. Кругом стало грязно, неуютно, ужасно шумно и даже дышать из-за дыма было трудно. Только один Сема как будто не замечал этого безобразия. Он всю жизнь любил шлепать по лужам и противнее, чем кошки, пищать и визжать. Дым от машин ему нравился, а мусор на улице он и сам постоянно раскидывал. Заме-тила его Гадость-Пакость и решила с ним подружиться. Она выждала момент, ког-да Сема открыл рот, чтобы перекричать кошек, и влетела к нему через рот прямо в голову. Вскоре все в городе выздоро-вели и избавились от безобразия, толь-ко с Семой что-то неладное творилось, то язык показывал и кривляться начинал, то ругался и детей маленьких обижал. В общем, стыдно стало очень Семиной маме за своего сына и она повела его к врачам.

А врачи обнаружили у Семы очень редкую и опасную болезнь - пакостную мигрень. Из-за нее на ум гадкие и некра-сивые мысли приходят, всякие пакости хочется делать, а потом от этой болезни у человека медленно начинает каменеть сердце. Долго лечился Сема, а однажды его заставили выпить горькое-прегорькое лекарство, набрать побольше воздуха и закрыть рот и нос рукой. Стала Гадость-Пакость внутри Семы корчиться и кри-виться от горького лекарства, а вылететь не может. Так и превратилась она в обык-новенный воздух, только очень плохо пах-нущий. Выдохнул поскорее Сема этот воздух и сразу лучше себя почувствовал. А чтобы снова не заболеть пакостной мигренью, врач прописал Семе почаще обращать внимание на красоту вокруг и любоваться ею, потому что всем извест-но, что красота улучшает человека, ра-дость ему приносит и от многих болез-ней оберегает.

[?] - Почему Гадость-Пакость решила подружиться именно с Семой? (Ему не нужна была красота, а боль-ше нравились некрасивые, безобразные поступки).

Встречали ли вы детей, которым тоже не нужна красота и которые совсем не стараются поступать кра-сиво?

Кривляние, крики и визги, передразнивания кра-сивы, безобразны или так себе? (Если "так себе", то воп-рос: значит, вы не против, если вдруг все взрослые ста-нут себя вести некрасиво по отношению к вам, будут вас передразнивать и кричать на вас?).

Как можно заразиться пакостной мигренью? (От гадких, нехороших мыслей и желания делать безобраз-ное).

Как можно вылечиться от пакостной мигрени? (Держаться подальше от безобразия в себе и окружающем)

Беседа «Что такое красота?»

Цели:

    Учить видеть во всем, что окружает, красоту и добро.
    2. Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
    3. Развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем.
    4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: презентация, видеоролик, выставка картин, цветы для оформления доски, записи песен.

Форма: беседа – игра.

Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.

Здравствуйте, ребята! Хочу начать нашу беседу с высказывания Ницше.

Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

Вы правы, сегодня мы с вами будем говорить о красоте.

А если это так, то, что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Что же такое красота? Какая она бывает.

Вам приходилось встречаться с красотой?

Как вы это определили?

(радость, приятные чувства..)

Составление кластера

Чтение толкования слова красота.

Вот послушайте, какое толкование

этому слову дает Сергей Иванович Ожегов.

"Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое

и нравственное наслаждение".

Что-то совпало в ваших ответах с определением по словарю?

Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему.

Давайте попробуем разобраться в этом…

Просмотр видеоклипа «Красота бывает разная»

Кто-то из вас загрустил? У кого-то на сердце стало теплее, кто-то,

может быть, увидел звездное небо или вечерний закат? Великий

его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту

в звуках.

Мы говорили с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим

о красоте человеческой души. Давайте поразмыслим: в чем

заключается понятие красоты человека?

Что важнее, красота внешняя или красота души, т. е. огонь,

который горит внутри нас.

Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет.

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

Я так и думал. – горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.

Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.

С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:

Этим я обязан тебе.

Вам понравилась притча? А о чем она, ребята? Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека заключается в его поступках.

Добро сделало боярина из притчи поистине красивым человеком. Давайте и мы попробуем составить букет цветов, но цветы - это наши поступки. А вы совершали добрые поступки, ребята? Давайте запишем их и составим прекрасный букет добрых дел.

(Составление букета из цветов-поступков) под музыку «Красоту уносят годы»

Их чтение.

У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем этот рассказ.

Красивые слова и красивые дела .

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:"Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…"

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. "Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…"

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не ………………………. Красивы …………………………….

Красивые слова говорили 2 мальчика? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? В последних двух предложениях спрятана главная мысль этого рассказа. Давайте с вами закончим их. (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).

(читает учитель)

Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О нет!
Чья – то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет,
Красоты – навсегда остается

Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!

(звучит песня "Дорога добра").

ОБОБЩЕНИЕ:

Напишите на листочках-лепестках продолжение фразы»Красивый человек всегда….», «Красивый человек никогда…», «Хороший человек всегда…», «Хороший человек никогда»

А теперь зачитайте что получилось. Прикрепите лепестки цветка на доске. У нас получилась цветочная поляна. Мы тоже творим красоту.

Читаю стихотворение под музыку «Живёт повсюду красота», пока ребята составляют букет.

Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.

(читает учитель)

Как хорошо, что Тайна есть на свете,

Что не исчезла в мире Красота.

Та, что в людских сердцах незримо светит

Созвездиями Южного Креста.

Узнать ее истоки невозможно.

Ее скрывает сердца глубина.

Приходит с состраданьем осторожно

Сестрою милосердною она.

Порой средь нас, кто слыл несмелым малым,

Кто ничего сверх меры не свершил,

В ком самомненья и упорства мало, -

Тот проявляет Красоту души.

Когда приходит горе, испытанье,

И перехватит горло боли крик,

Такие облегчают нам страданья,

Чтоб никого при том не укорить.

Спасибо им - и скромным, и неярким,

Кто Божью птицу – Красоту хранит,

Кто дарит нам души своей подарки,

И остается сам всегда в тени.

Как все же нужно человеку мало:

Лишь к совершенству маленький росток,

Чтоб Красота в нем духа засияла,

Как дервиша молитва на Восток.

В сердцах иных та красота порою

Свечою веры и любви горит.

Ты, проходя дорогою земною,

С той Красотой почаще говори!

Интервью с художницей, педагогом и просто красивой женщиной – Татьяной Ануфриевой.

С Татьяной мы знакомы давно. И для меня она – непревзойденный гуру в области обучения живописи. Но это – для меня. А для читателей журнала «Беседы у семейного очага» о себе расскажет сама Татьяна.

- Кто же ты все-таки? И художник, и педагог, и «активистка, и спортсменка, и просто красавица»?

Все вместе, - смеется Татьяна, - Красивый художник-педагог. Моя жизнь и работа объединяет все вместе.

- А где тебе больше всего комфортно: в классе, за мольбертом, или, скажем, на выставках?

Конечно, за мольбертом! За мольбертом – я сама наедине со своим творчеством, со своими идеями. А выставка – только подчеркивает и делает известными результаты творчества. Будь то выставка моих работ, или работ моих учеников.

- Ты как-то проводишь границу между своими работами и работами учеников?

Нет. Не могу разделить. Я и там, и там. Обучение – это тоже творчество. И когда проходят выставки моих учеников, это - кульминация моей работы, за которую мне не стыдно. Я верю в своих учеников и в их талант.

- А кого легче обучать? Взрослых или детей?

Ну, про взрослых, ты и так знаешь. В своем офисе ты тоже – педагог. А с детьми всегда интересно, неожиданно, и очень трогательно. Такое умиление, когда детки зовут родителей и маленькими пальчиками показывают: «Мама, эта роза - для тебя».

Или например, у девочки не получалось нарисовать тигрёнка. Мы и так, и так, подход искали, и геометрические фигуры к мордочке тигренка прикладывали, все старались понять - как эта мордочка рисуется. В конце концов, пошли на компромисс – закрасили фон картины «тигриным цветом» и в итоге получился тигренок.

Другая девочка 6 лет, рисовала копию знаменитой картины Матисса «Аквариум с золотыми рыбками».. Закончила работу, отошла от картины и говорит: «А, правда, - у меня лучше, чем у Матисса».

Ну и по поводу материалов, которые выбирают ученики. Я всегда говорю «Да». Выбор техник и материалов очень широк. И нет критериев, что хорошо, что плохо. Древние люди вообще рисовали пальцами, обмакнутыми в золу. Так что и сейчас достаточно иметь 2-3 тюбика краски чтобы создавать и творить. Дети могут делать картины даже из макарон, риса и гречки. Это полезно для развития моторики пальцев. Жаль только, что эти работы недолговечны.

Если человек увлечен, он должен это увлечение пропустить через себя, должен работать, пробовать себя во всех техниках и материалах. Каждый ученик индивидуален и неповторим.

- А в каком возрасте можно начинать рисовать?

В любом. От младенчества – до преклонных лет! Я всегда говорю «Рисовать умеют все, просто не все об этом знают». Вот только не надо путать талант и усердие.


- То есть?

Вот одна история. Мама привела своего малыша, которому 6 лет с просьбой «Проверьте, он талантлив, или нет?» Дети все талантливы, но кроме таланта нужны еще усердие и система. Только тогда талант сможет раскрыться.

- А есть истории, связанные со взрослыми?

Да. Самой старшей моей ученице 88 лет. А первый урок у нее был, когда ей исполнилось 80! У нее получаются прекрасные работы и она часто говорит: «Таня где вы были раньше?»

- Так у вас кто основная аудитория? Дети или взрослые?

В основном, женщины и дети.

- То есть, мужчины не рисуют?

Мужчины, как оказалось, народ пугливый и стеснительный. Даже если один-два появляются, они видят, что вокруг – только жещины и тушуются. Это странно т.к. в мире художников мужчин больше, чем женщин.


- Значит, художественный вкус у мужчин есть. Чего же нет?

Есть и вкус, и талант, и усидчивость. Храбрости нет. Им кажется, дамы их критиковать будут.

- А вы критикуете?

Конечно, нет! Никогда! В искусстве нет критериев. Можно сделать мазок и работа станет шедевром. Яркий пример – «Черный квадрат» Малевича.

- Мужчины начинают бояться. А может педагог мужчин не любит?

Нет, что ты. Я обожаю мужчин.

- В каком смысле? Как ты относишься к сильному полу?

Именно, как к сильному полу!

- А есть какой-то идеальный образ мужчины?

Ну, надеюсь, умные мужчины не обидятся. У мужчины может быть любая внешность, любая профессия, но! У него должна быть интеллигентность и понимание искусства.

- То есть, он должен принадлежать к богеме?

Речь идет о внутренней культуре. Приведу пример. Была некоторое время назад в Париже на выставке Густава Климта и Оскара Кокошки. Там была картина Кокошки «Женщина с кошкой». Смотрю, любуюсь, вдруг слышу сзади так громко, аж на весь зал: «Где кошка? Бабу вижу, кошку не вижу!». И вот это я не люблю. Ни в мужчинах, ни в женщинах. Искусство это то, что нужно видеть, воспринимать сердцем.

- А что бы ты ожидала от мужчины?

Не критики, но помощи.

- Ты никогда ее показываешься в обществе с кавалерами? Их нет, или это – тайна?

Я бы сказала – случайная тайна. Мужчина, с которым я была бы не против появляться в свете, к сожалению, не всегда в Риге. Он – очень занятой человек.

- Есть еще какие-то требования? Я имею в виду мужчин.

Чтобы художественный взгляд и брутальность не соперничали, а сосуществовали.

Когда я работала гидом в Испании и водила туристов смотреть архитектуру Гауди, было два доминирующих типажа. Были те, кто восхищался его творчеством, а ведь его церковь - Sagrada Familia – и впрямь чудо, на детский замок из песочка похожа, его парк такой солнечный, и эти дома, где все линии изогнутые. Одни говорили: «Какой абсурд», а другие: «Как здорово, интересно было бы в таком доме пожить». Интересно, что первые – шли на корриду. А вторые – любоваться красотами Барселоны. И мне всегда было интересно именно с этими, со вторыми, людьми. Это не значит, что брутальности не должно быть, но хочется и романтики, и интеллекта, и художественного взгляда на жизнь.


- Что такое – художественный взгляд?

При таком подходе, даже бутерброд может стать красивым. Однажды мы ехали с группой в Эстонию, ехали очень долго, дорога вроде как – в Таллинн, а по времени - как до Парижа. Все проголодались, достали бутерброды. И я тоже. Сижу у окна, открываю контейнер, а там – красивые бутерброды (красиво разложенные помидоры, перчик, листья салата …). Все кто были в автобусе стали восхищаться красиво оформленным бутербродом и всем захотелось попробовать, так на всех и подели. Вот пример художественного взгляда на обычные вещи.

- А что еще ты ценишь в людях?

Ценю ум и стремление к чему то. У человека должны быть мечты. Мне очень нравится тост:

«За здоровье не пьют - о нем молятся;
За счастье не пьют - за него борются;
За любовь не пьют - ею занимаются;
Выпьем за мечты - пусть они сбываются!»

Без мечты не может быть счастья.

- Ты – крайне занятой человек, когда ты находишь время для своих мечтаний, для вдохновения?

Когда угодно. В автобусе, поезде, в маршрутке. Возникают идеи, образы. Я прихожу домой, выдавливаю краски и пишу.

- Но у тебя огромное количество картин. Когда ты успеваешь?

Стараюсь успеть все.

- В ущерб сну?

Нет, ночью никогда не пишу. Во-первых, ночью меняются цвета, а во-вторых, все-таки ночь – совсем для другого. В том числе – для любви.

Пожалуйста. Никогда не критиковать себя, день начинать с улыбки, просыпаться с любовью к близким. И, конечно, к себе. Открыть окно, вдохнуть полной грудью воздух, заварить хороший кофе, побаловать себя кремом, макияжем, запланировать, что весь день будет прекрасным.

Есть такой фильм с Джулией Робертс «Ешь, молись, люби». Это – мой любимый фильм. Там есть сцена, где героиня Джулии в Италии хочет принять ванну. И ее проводят в помещение, где стоит огромная старинная ванна, чуть ли не в тонну воды и заходит итальянка с чайником. И происходит диалог:

«- Тут мыться?

Да. А что не нравится?

А где вода?

В чайнике. Для того, что помыть то, что тебе необходимо в жизни, достаточно воды из этого чайника».

И ее героиня – поняла. Счастье – не в тоннах воды, не в роскошных дворцах, не в на мерседесах. Для того чтобы было все необходимое, иногда достаточно и чайника. Потому что счастье – это идти по жизни с улыбкой. Любить себя и свое окружение. Тогда радость приносят простые вещи – воздух, аромат кофе и даже – красивый бутерброд.

Я желаю всем женщинам: «Будьте счастливы, любите и радуйтесь жизни каждый день!»