Самый большой суслик в мире. Суслик животное. Образ жизни и среда обитания суслика. Суслик: описание грызуна, характеристика и фото. Как выглядит суслик
Внешний видЭто крупный суслик, по величине уступающий лишь жёлтому . Длина его тела 24-33 см, хвоста 6-10 см; вес перед спячкой достигает 1,4 кг. Тёмная, охристо-коричневая окраска спины заметно отличается от рыжеватых боков. На спине выражена белёсая струйчатостью или рябь, образованная белыми концами остевых волос. Верх головы серебристо-серый. Над глазами и на щеках - чёткие рыжие или коричневые пятна. Брюшко серовато-жёлтое. У молодых сусликов рябь на спине менее выражена. Линька, как и у большинства сусликов, у большого суслика растянута на значительный срок. Зимний мех начинает линять через 3-4 недели после выхода из спячки, а в июле у многих особей начинает отрастать зимний мех. Общий тон окраски тускнеет и бледнеет по направлению к юго-востоку, однако его интенсивность сильно зависит от влажность местообитания. РаспространениеБольшой суслик распространён в равнинных и предгорных степях России и Северного Казахстана . На западе его ареал начинается у Волги . Его северная граница идёт от Волго-Вятского междуречья (56°40’ с.ш.) и Камы , вдоль правого берега р. Агидель , левого берега р. Большой Ик и правого берега р. Сакмара , по предгорьям огибая Уральский хребет . На востоке большой суслик встречается до междуречья Тобола и Ишима ; самая восточная точка его распространения - Омск . Южная граница идёт примерно от г. Вольска через междуречье рр. Большой и Малый Узень до рр. Уил и Эмба (48° с.ш.), далее огибает с севера горы Мугоджары и восточной окраиной Тургайского плато выходит к Ишиму . Образ жизни и питаниеБольшой суслик - обитатель равнинных (не выше 400-600 м над у. м.) разнотравных, злаково-разнотравных, ковыльных и полынно-типчаковых степей. За выбор местообитаний его называют «луговым сусликом». На севере по остепнённым участкам достигает лестостепной и южной части лесной зоны; на юге по речным долинам проникает в полупустыни. На север он заходит дальше остальных европейских сусликов. Большой суслик селится на лёгких почвах: чернозёме, каштановых почвах, супесях , пылеватых суглинках . Он заселяет выгоны, многолетние залежные земли, обочины и насыпи дорог, окраины полей и приусадебных участков; реже - задернованные пески, опушки лесных колков. В лесостепи живёт в биотопах , не свойственных другим сусликам, - среди высокотравья и кустарниковых зарослей. Здесь большой суслик даже утратил свою привычку вставать столбиком, чтобы осмотреть окрестности, - высокая трава всё равно мешает обзору. Для большого суслика характерны разреженные поселения; только на юге ареала, где мало удобных для обитания участков, он селится плотными колониями. На своём участке каждый суслик имеет 8-10 нор двух типов - постоянные (жилые) и временные. Жилые норы - глубиной от 40 до 130 см и длиной от 3-9 (на севере) до 15-20 (на юге ареала) м. Перед выходами из нор нет земляного холма (бутана , сусликовины ); выкопанную землю суслик, видимо, равномерно разбрасывает по территории. Большой суслик отличается от других видов сусликов большей подвижностью. От нор он в поисках корма может отходить на 100-200 м, а с высыханием растительности - переселяться в более кормные места на расстояния 300 м и дальше. Эти суслики хорошо плавают и могут переплывать даже такие широкие реки, как Урал в среднем течении. Активны суслики большую часть дня, иногда без перерыва в полдень. ПитаниеВ рационе большого суслика преобладают злаки и цветковое разнотравье. Примесь животных кормов невелика. По весне суслики питаются прикорневыми частями растений и луковицами, затем переходят на цветы и листья. Культурные злаки (овёс , рожь , пшеница , просо) поедаются ими в основном в стадии молочной и восковой спелости. Запасов не делают. Жизненный циклЗимняя спячка у большого суслика длится 6,5-8,5 месяцев. Просыпаются суслики в конце марта - первой половине апреля, когда местами ещё лежит снег. Первыми, как обычно у сусликов, из спячки выходят самцы, затем, с незначительным отрывом, - самки. Через 2-4 дня после пробуждения самок у сусликов начинается брачный сезон. Самки не строят специальных выводковых нор, но перестраивают и усложняют жилые норы. В выводковой норе несколько гнездовых камер (до 3), расположенных на глубине 0,6-1,8 м. После 23-30 дней беременности рождаются 3-16 детёнышей; большой суслик - один из самых плодовитых видов сусликов. В возрасте недели суслята начинают покрываться шерстью, через 2 недели волосяной покров становится полным, открываются глаза, и приблизительно в возрасте месяца молодые зверьки расселяются и начинают самостоятельную жизнь. Половозрелость наступает у них после 2-й зимовки. Известны природные гибриды большого суслика со всеми видами рода Spermophilus , ареалы которых соприкасаются с его ареалом: с жёлтым , краснощёким , малым и крапчатым сусликами . На большей части ареала (кроме Казахстана) летней спячки не отмечается. Однако в засушливые годы старые самцы и яловые самки, накопившие достаточно жира, уходят в зимнюю спячку ещё в середине июня. К концу июля - августу впадают в спячку и молодые зверьки. В иные годы массовое залегание в спячку имеет место в августе. Основными факторами смертности большого суслика, как и у других видов, являются зимнее промерзание почвы, затяжная весна, влияние человека, а также хищники и эпизоотии. Наиболее опасен для сусликов степной хорёк , уничтожающий зверьков не только весной и летом, но и во время спячки. Охотятся на них также лисы , корсаки ; молодняк добывают горностай и ласка , а вблизи населённых пунктов - домашние собаки и кошки. Из хищных птиц основными врагами сусликов являются орлы - степной , могильник , курганник и чёрный коршун , а на севере ареала, кроме того, обыкновенный канюк , большой подорлик и ушастая сова . Суслик редко переживает 3-летний возраст. Природоохранный статусВ связи с высокой численностью и интенсивностью размножения большой суслик не относится к вымирающим видам. Однако на большей части ареала его численность сокращается из-за антропогенного воздействия: сокращения мест природного обитания за счёт распашки целинных и залежных земель, прямого истребления. В Казахстане большой суслик относится к числу вредителей сельскохозяйственных культур (посевов зерновых). Своей роющей деятельностью может вызывать засолонцевание почв. Зарегистрировано природное носительство им возбудителей чумы и туляремии . Напишите отзыв о статье "Большой суслик"ПримечанияСсылкиОтрывок, характеризующий Большой суслик– Ты имеешь в виду «нижний этаж»? – поняв, о чём она говорит, тут же спросила я.Стелла кивнула. – А что ты там потеряла? – О, я не потеряла, я нашла!.. – победоносно воскликнула малышка. – Помнишь, я говорила тебе, что там бывают и хорошие сущности, а ты мне тогда не поверила? Откровенно говоря, я не очень-то верила и сейчас, но, не желая обижать свою счастливую подружку, согласно кивнула. – Ну вот, теперь ты поверишь!.. – довольно сказала Стелла. – Пошли? На этот раз, видимо уже приобретя кое-какой опыт, мы легко «проскользнули» вниз по «этажам», и я снова увидела, очень похожую на виденные раньше, гнетущую картину... Под ногами чавкала какая-то чёрная, вонючая жижа, а из неё струились ручейки мутной, красноватой воды... Алое небо темнело, полыхая кровавыми бликами зарева, и, нависая по-прежнему очень низко, гнало куда-то багровую громаду неподъёмных туч... А те, не поддаваясь, висели тяжёлые, набухшие, беременные, грозясь разродиться жутким, всё сметающим водопадом... Время от времени из них с гулким рёвом прорывалась стена буро-красной, непрозрачной воды, ударяя о землю так сильно, что казалось – рушится небо... Деревья стояли голые и безликие, лениво шевеля обвисшими, шипастыми ветвями. Дальше за ними простиралась безрадостная, выгоревшая степь, теряясь вдали за стеной грязного, серого тумана... Множество хмурых, поникших людских сущностей неприкаянно бродили туда-сюда, бессмысленно ища чего-то, не обращая никакого внимания на окружающий их мир, который, и правда, не вызывал ни малейшего удовольствия, чтобы на него хотелось смотреть... Весь пейзаж навевал жуть и тоску, приправленную безысходностью... – Ой, как же здесь страшно... – ёжась, прошептала Стелла. – Сколько бы раз сюда не приходила – никак не могу привыкнуть... Как же эти бедняжки здесь живут?!. – Ну, наверное, эти «бедняжки» слишком сильно провинились когда-то, если оказались здесь. Их ведь никто сюда не посылал – они всего лишь получили то, чего заслуживали, правда же? – всё ещё не сдаваясь, сказала я. – А вот сейчас посмотришь... – загадочно прошептала Стелла. Перед нами неожиданно появилась заросшая сероватой зеленью пещера. А из неё, щурясь, вышел высокий, статный человек, который никоим образом не вписывался в этот убогий, леденящий душу пейзаж... – Здравствуй, Печальный! – ласково приветствовала незнакомца Стелла. – Вот я подругу привела! Она не верит, что здесь можно найти хороших людей. А я хотела ей тебя показать... Ты ведь не против? – Здравствуй милая... – грустно ответил человек, – Да не такой я хороший, чтобы меня кому-то показывать. Напрасно ты это... Как ни странно, но этот печальный человек мне и в правду сразу чем-то понравился. От него веяло силой и теплом, и было очень приятно рядом с ним находиться. Уж, во всяком случае, он никак не был похож на тех безвольных, убитых горем, сдавшихся на милость судьбы людей, которыми был битком набит этот «этаж». – Расскажи нам свою историю, печальный человек... – светло улыбнувшись, попросила Стелла. – Да нечего там рассказывать, и гордиться особо нечем... – покачал головой незнакомец. – И на что вам это? Мне почему-то стало его очень жаль... Ещё ничего о нём не зная, я уже была почти что уверенна, что этот человек никак не мог сделать что-то по-настоящему плохое. Ну, просто не мог!.. Стела, улыбаясь, следила за моими мыслями, которые ей видимо очень нравились... – Ну, хорошо, согласна – ты права!.. – видя её довольную мордашку, наконец-то честно признала я. – Но ты ведь ещё ничего о нём не знаешь, а ведь с ним всё не так просто, – лукаво улыбаясь, довольно произнесла Стелла. – Ну, пожалуйста, расскажи ей, Печальный... Человек грустно нам улыбнулся, и тихо произнёс: – Я здесь потому, что убивал... Многих убивал. Но не по желанию, а по нужде это было... Я тут же жутко расстроилась – убивал!.. А я, глупая, поверила!.. Но почему-то у меня упорно не появлялось ни малейшего чувства отторжения или неприязни. Человек явно мне нравился, и, как бы я не старалась, я ничего с этим поделать не могла... – А разве это одинаковая вина – убивать по желанию или по необходимости? – спросила я. – Иногда люди не имеют выбора, не так ли? Например: когда им приходится защищаться или защищать других. Я всегда восхищалась героями – воинами, рыцарями. Последних я вообще всегда обожала... Разве можно сравнивать с ними простых убийц? Он долго и грустно на меня смотрел, а потом также тихо ответил: – Не знаю, милая... То, что я нахожусь здесь, говорит, что вина одинаковая... Но по тому, как я эту вину чувствую в моём сердце, то – нет... Я никогда не желал убивать, я просто защищал свою землю, я был там героем... А здесь оказалось, что я просто убивал... Разве это правильно? Думаю – нет... – Значит, вы были воином? – с надеждой спросила я. – Но тогда, это ведь большая разница – вы защищали свой дом, свою семью, своих детей! Да и не похожи вы на убийцу!.. – Ну, мы все не похожи на тех, какими нас видят другие... Потому, что они видят лишь то, что хотят видеть... или лишь то, что мы хотим им показать... А насчёт войны – я тоже сперва так же, как ты думал, гордился даже... А здесь оказалось, что гордиться-то нечем было. Убийство – оно убийство и есть, и совсем не важно, как оно совершилось. – Но это не правильно!.. – возмутилась я. – Что же тогда получается – маньяк-убийца получается таким же, как герой?!.. Этого просто не может быть, такого быть не должно! Во мне всё бушевало от возмущения! А человек грустно смотрел на меня своими печальными, серыми глазами, в которых читалось понимание... – Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне... – А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я. – О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни... |
---|
К отряду грызунов относят много мелких млекопитающих, подразделяемых на 13 семейств.
Суслики входят в семейство беличьих самостоятельным родом, объединяющим 10 видов.
Два основных приспособления к условиям среды - устройство нор в земле и залегание в спячку - дают возможность сусликам при малой их плодовитости размножаться в большой численности на значительной территории.
Область географического распространения сусликов очень обширна: центрально-черноземная полоса, Украина, Молдавия, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Оренбургская область, Сибирь, Якутская АССР, Казахстан. И. Я. Поляков выделяет три основные зоны вредоносности сусликов:
первая - Украина, Молдавия, центрально-черноземная полоса. Вследствие постоянных истребительных мероприятий на большой площади численность сусликов сократилась;
вторая - Северный Кавказ и Поволжье. Борьба проводится на половине заселенной площади и частично на неудобных землях, поэтому численность сусликов высокая;
третья - Казахстан, Восточная и Западная Сибирь. В результате распашки целины на большой территории суслики стали селиться на посевах и вокруг них, отчего районы вредоносности расширились. Против сусликов обрабатывается не более 25% заселенной площади, что является недостаточным для предотвращения их массового размножения.
Отдельные виды сусликов расселились на территории СССР неравномерно. Каждый вид имеет свой ареал, в котором сочетаются наиболее благоприятные для жизни экологические факторы.
Наибольший вред сельскому хозяйству наносят следующие шесть видов.
Малый суслик (Citellus pygmaeus Pall.). Окраска верха серая; хвост короткий; подошвы голые; длина тела около 20 см. Обладает наибольшей биологической пластичностью. Им освоено самое большое жизненное пространство с различными экологическими особенностями: южная лесостепь, степь, полупустыня, пустыня. Заселяет Левобережную Украину, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Оренбургскую область, почти весь Казахстан.
Крапчатый (Citellus suslicus Giild). Темно-серый с беловатыми пятнами. Вокруг глаз расположены коричневые пятна. Подошвы в задней половине покрыты волосами; длина тела 17-22 см, хвоста 3-5 ем. Распространен в Молдавии, на Украине и в центральных черноземных областях РСФСР.
Краснощекий (Citellus erythrogenys Brandt). Буровато-охристой окраски; под глазами рыжие пятна; щеки рыжеватые, длина тела 23-26 см, хвоста 4-6 см. Распространен в южных районах Западной Сибири, степной и предгорной зонах Алтайского края, ковыльных степях Казахстана.
Азиатский длиннохвостый (Citellus undulatus Pall). Окраска верха буровато-охристая; хвост 10-16 см с черной поперечной полосой; длина тела до 30 см. Заселяет Восточную Сибирь, Амурскую область, юго-западную часть Якутии.
Рыжеватый (Citellus major Pall). Рыжевато-бурый с серебристым оттенком; верх головы серый; хвост 6-10 см с двухцветным окаймлением; длина тела 23-33 см. Распространен на восток от Волги, в отдельных районах Заволжья, Башкирской АССР, Оренбургской области, в Западной Сибири, в Западном и Северном Казахстане.
Желтый (Citellus fulvus Licht.). Окраска верха желтая с небольшой примесью черных волос; хвост 6-12 см с черной предконцевой каймой; длина тела 23-38 см. Заселяет нижнее Заволжье, южную часть Казахстана и республики Средней Азии.
Основными местами обитания сусликов являются целинные степи и старые залежи с твердой почвой. В старых районах земледелия (Украина, центрально-черноземная зона), где распахана почти вся территория, небольшая часть сусликов живет в балках, выгонах, по обочинам дорог, а большинство - на посевах, особенно многолетних трав. Малый и крапчатый суслики перекочевывают с одних полей на другие.
При распашке больших массивов целины суслики селятся на полях, занимая краевые полосы шириной более 500 м от границы посева. По данным И. Я. Полякова (1958), А. Н. Залесского (1962), Т. С. Гладкиной (1969), суслики, обитающие на посевах, отличаются от целинных большими размерами, весом, накоплением жира и более высокой плодовитостью.
Суслики устраивают в земле норы, в которых проходит основная часть их жизни и выкармливается молодняк. Взрослые живут поодиночке, каждый в своей норе. Норы бывают временные и постоянные. Для временного пребывания суслик делает наклонную нору длиной от 30 см до 1 м. Она служит убежищем от внезапной опасности, от холода или жары. У входа во временную нору насыпан бугор от вырытой земли, чем она и отличается от постоянной.
В постоянной норе имеется гнездо, в котором суслик в течение 7-9 месяцев находится в состоянии спячки; в гнезде самки выводят детенышей. Обычно постоянную нору суслик устраивает из временной перед залеганием в спячку. Наклонный ход удлиняется до 1,5-2 м. На этой глубине суслик устраивает гнездо и устилает его тонко расщепленной травой. Перед залеганием в спячку делается вверх вертикальный ход, который не доводится на 20- 30 см до поверхности почвы. Наклонная нора забивается отработанной землей, таким образом гнездо утепляется от зимних холодов. Спячка сусликов проходит в совершенно закрытой норе на разной глубине в зависимости от географических и почвенных условий.
При благоприятных условиях суслики залегают в спячку обычно к концу уборки зерновых. Самки залегают почти на месяц позже, чем самцы. В период засухи происходит раннее залегание сусликов, еще недостаточно упитанных.
Спячка проходит в состоянии глубокого оцепенения, дыхание редкое с продолжительными паузами, температура тела понижается до 0°С (при сильном охлаждении). У спящего суслика медленно расходуются жировые накопления, вес тела постепенно уменьшается.
Во время глубокого промерзания почвы суслики периодически пробуждаются на 6-28 часов, обмен веществ при этом резко увеличивается, температура тела достигает 36 °С; в связи с интенсивным расходованием жира вес тела понижается. При частых пробуждениях происходит истощение сусликов. Виды, зимующие я зоне ежегодного промерзания почвы, обладают способностью регулировать теплопродукцию без пробуждения и могут переносить значительные охлаждения тела, что является важным приспособлением к условиям зимовки.
При сильном переохлаждении тела суслики погибают, не пробуждаясь. Истощенные особи и молодняк плохо переносят зимовку, погибают первыми. Выживают взрослые, у которых более развита терморегуляция и наибольшая упитанность.
Весной суслики просыпаются, откапывают до поверхности почвы вертикальный ход и выходят на теплый весенний воздух. По вертикальным порам на посевах можно установить количество проснувшихся сусликов. Срок выхода из спячки зависит от погодных условий. Ранняя неустойчивая весна вызывает раннее, по растянутое пробуждение сусликов; при поздней весне пробуждение задерживается на 10-18 дней. Раньше всего суслики появляются на южных и возвышенных склонах, позднее - на пониженных участках. Вследствие этого период пробуждения растягивается на 15-20 дней. В южных районах появление сусликов отмечается в начале марта, а в более северных - на месяц позднее. При возврате весенних холодов происходит повторное залегание сусликов в спячку до последующего потепления.
Вскоре после выхода из спячки начинается гон. В размножении участвует разное количество самок в зависимости от упитанности и условий перезимовки. Беременные самки обычно составляют 70-98%, и на каждую из них приходится 5-10 эмбрионов. В отдельных районах или в неблагоприятные годы размножение сусликов бывает ослабленным и участвует в нем 30-60% самок. Плодовитость у разных видов неодинакова.
Беременность продолжается 20-22 дня. Рождаются суслята слепые, беззубые и голые (без шерсти), неспособные поддерживать постоянную температуру тела. Самка кормит их и обогревает. Пока детеныши выкармливаются, самцы заняты строительством временных нор для молодых сусликов, которые по выходе из материнского гнезда первое время не могут копать. Молодые суслики примерно через месяц после рождения становятся способными к самостоятельной жизни и переселяются в пустующие норы. Для нормального питания им. нужны сочные растения с повышенным содержанием воды. В засуху, при раннем выгорании растительности, значительная часть молодняка не успевает выкормиться и погибает.
В качестве корма в течение сезона сусликам служат различиные культуры и дикие растения в разной фазе развития. Они питаются высеянными семенами, корневищами, луковицами, листьями, стеблями и особенно созревающими зернами. В день поедается примерно 20-30 г зерна. Состав кормовых растений разнообразный: все яровые и озимые зерновые культуры, кукуруза, просо, горох, многолетние травы. Важное значение в питании сусликов имеют сорняки на посевах и различная растительность на целине. При недостатке пищи суслики поедают крупных насекомых, которые служат в виде дополнительного концентрированного корма. В течение нескольких дней суслики могут переносить и голод. В большинстве случаев они успевают накопить достаточное количество жира для своей продолжительной спячки. Живут суслики обычно 2-3 года, немногие доживают до 4 лет.
Интенсивность размножения зависит от комплекса условий, сложившихся в данном году. Большое значение имеет наличие кормовой базы, а в связи с этим и накопление жира для длительной спячки. При достаточной упитанности в размножении участвует почти полное поголовье самок, тогда как в неблагоприятные годы истощенные самки не способны к размножению и только небольшой процент их воспроизводит потомство.
Влияют на размножение и климатические условия. В малоснежные зимы при глубоком промерзании почвы суслики, особенно молодые, гибнут. Возврат весенних холодов также сдерживает размножение.
В некоторой степени уменьшают численность сусликов хищные животные (лисица, ласка, хорь) и птицы (коршун, степной орел). За молодыми сусликами, только что вышедшими из гнезда, охотятся луни, пустельга и вороны.
Суслики при своей многоядности повреждают различные сельскохозяйственные культуры. Самый большой вред наносят зерновым, поедая зеленые растения и зерна в колосе. Вокруг нор образуются плешины, которые соединяются с другими, и при большой численности сусликов посевы могут быть полностью уничтожены.
Суслики сильно вредят посевам кукурузы: выкапывают прорастающие семена, значительно изреживают всходы, На посевах подсолнечника суслики поедают первые нежные листья, оставшиеся пенечки погибают или дают слаборазвитые растения.
Многолетним травам, кроме поедания зеленой массы, наносится большой вред при выкапывании нор, когда много земли выбрасывается на поверхность, что в результате затрудняет уборку трав. На целинных выпасах 20-30 сусликов на 1 га уничтожают более половины кормовых запасов пастбищ. На вновь засеваемых лесополосах суслики выкапывают и поедают семена различных древесных пород.
Суслики опасны и тем, что являются переносчиками чумы и других инфекционных болезней. Заражение происходит через блох или при непосредственном соприкосновении с больными особями.
Считается, что суслик за сезон поедает примерно 4 кг зерна. Если за среднюю заселенность принять 10 сусликов на 1 га, то с каждого гектара теряется около 40 кг зерна.
Для составления прогноза размножения сусликов и планирования мероприятий по борьбе с ними проводят обследование на выявление заселенных площадей. При этом устанавливают число жилых нор на 1 га, определяют процент размножающихся самок и количество эмбрионов на каждую, в конце периода нажировки устанавливают упитанность молодых и старых сусликов (их средний вес). По интенсивности размножения весной и состоянию упитанности зверьков определяют предпосылки вредоносности и численности их в следующем году.
Жилые норы подсчитывают следующим образом. На однотипных гектарных площадках (50 X 200 м) прикапывают рано утром все норы, а во второй половине дня подсчитывают открывшиеся. Для более точного учета проводят вылов зверьков капканами № 0 или № 1 из открывшихся нор через 2-3 часа после прикопки.
В процессе вылова устанавливают процент размножающихся самок, а путем вскрытия определяют наличие эмбрионов.
Для более точного выявления численности грызунов И. Я. Поляков рекомендует проводить глазомерный учет на посевах зерновых до выхода их в трубку. В утренние часы (с 8 до 12) учетчик, сидя на лошади, подсчитывает всех замеченных сусликов на полосе шириной 50 м; при длине маршрута 1 км охватывается учетом 5 га, а при длине 5 км - 25 га. При густом и высоком травостое злаков, вышедших в трубку, ширина обзора пешего учетчика не должна превышать 5 м; длина маршрута 1 км на 200 га. Во время движения подсчитываются все встречные очаги свежих повреждений растений.
Планируют истребительные мероприятия, исходя из фактической численности грызунов и эффективности борьбы с ними. Если при затравке было уничтожено свыше 90% сусликов, повторная обработка в следующем году не потребуется.
Меры борьбы . Считается целесообразным проводить борьбу при численности на 1 га зерновых культур 5-6 сусликов, на 1 га пропашных 4-5, на 1 га выпасов более 6. Работы по истреблению грызунов проводят в течение месяца в ранневесенний период с момента массового пробуждения до появления первого молодняка на поверхности почвы. Особенно эффективна борьба ранней весной со взрослыми сусликами, еще не давшими потомства.
При проведении мероприятий по борьбе с сусликами большое внимание должно быть уделено качеству и безопасности работ. При строгом соблюдении необходимых правил норм применения отравленных приманок гибель полезных животных и птиц исключается.
Приманочный метод состоит в применении зерновых отравленных приманок. Для приманки должно быть использовано зерно хорошего качества: не затхлое, без посторонних примесей. Лучше всего суслики поедают овес. При использовании для приманок зерна кукурузы его предварительно намачивают в воде.
При обработке приманки фосфидом цинка зерно вначале покрывают растительным маслом или автолом для лучшей удерживаемости порошка. В качестве прилипателя применяют также минеральные масла, но при этом эффективность борьбы с сусликами заметно понижается. Недопустимо использование отработанного автола в качестве прилипателя. Эффективность истребительных мероприятий во многом зависит от состава приманки.
Смертельная доза фосфида цинка для суслика 80 мг на 1 кг веса тела; при среднем весе 300-400 г на отравление одного суслика потребуется 24-32 мг. Фосфид цинка добавляют к приманке в следующих количествах от веса зерна: при наземном разбрасывании приманки против крапчатого суслика - 10%, против малого, краснощекого и длиннохвостого суслика - 15%, а при рассеве приманки с самолета - 20%. Растительное масло добавляют в зависимости от дозы яда - соответственно 3, 4, 5%. Отравление суслика происходит при поедании 2-3 г овсяной приманки (примерно 60-90 зерен).
Приманка с фосфидом цинка готовится следующим образом. В сферический котел емкостью 10-20 ведер или полубочку (железная бочка, разрезанная вдоль пополам) высыпают 50 кг зерна, затем вливают соответствующее количество масла и тщательно перемешивают железными лопатами, после чего засыпают фосфид цинка и вновь перемешивают до тех пор, пока зерно не покроется равномерно тонким слоем темно-серого порошка. Двое рабочих могут приготовить в течение дня не менее 1 т приманки.
Работа по приготовлению зерновых приманок проводится на специально оборудованной площадке, расположенной на территории, обрабатываемой против сусликов. Площадка должна быть удалена не менее чем на 1 км от водоемов, населенных пунктов и прогонов скота. В процессе приготовления отравленных приманок необходимо строго соблюдать правила по технике безопасности труда.
На затравке сусликов применяют различные способы разбрасывания приманок. При наземных способах расходуется 0,2-0,4 кг приманки на 1 га. Для соблюдения нормы расхода приманки используют дозирующие мерки на 5-10-20 г, которые изготавливают из отходов жести в виде чашечек с длинными ручками.
При борьбе с малым и крапчатым сусликом на тех площадях, где имеется опасность для скота, птиц и диких зверей, приманки засыпают в вертикальные норы. В нору засыпают 10 г приманки, при этом необходимо следить, чтобы не было просыпи зерна на поверхность почвы. Рабочие во время раскладывания приманки идут цепью с интервалами 5-6 м, крайний рабочий отмечает границу обрабатываемого доля.
Второй наземный способ затравки - разбрасывание приманки у нор и по сусликовинам затравщиками с подводы или с автомашины.
Пешие затравщики проводят борьбу с сусликами на посевах, оврагах и межах. При численности нор до 30 на 1 га или при высоком травостое приманку разбрасывают по 5 г у всех нор. Рабочий берет приманку из бидона или из брезентовой сумки. Дневная производительность рабочего составляет 7-8 га. При большом количестве нор и низкой растительности приманку разбрасывают к норам по 10 г, рабочие идут цепью с интервалами 12 м.
Разбрасывание приманки с подводы повышает дневную производительность до 30 га. На подводе устанавливают ящик емкостью на 100 кг приманки. Рабочий, расположившийся сзади ящика, разбрасывает меркой по 10 г приманки вправо и влево от подводы на расстояние до 4 м к видимым норам сусликов.
С автомобиля приманку разбрасывают из ящика два рабочих по 10 г к каждой поре. Машина движется по расставленным сигнальщиками вехам с интервалами 15 м на участках с небольшим количеством нор, а при численности нор более 100 на 1 га расстояние увеличивают до 25-30 м. В первом случае дневная производительность машин достигает 100 га, а при больших интервалах 200 га. Для разброса приманки по сусликовинам используют мерки по 20 г.
Высокое качество обработок против сусликов обеспечивают специализированные мощные отряды, оборудованные необходимой техникой и инвентарем.
Авиационный метод рассева отравленной приманки применяют в зоне повышенной вредности сусликов, когда невозможно обеспечить эффективность других способов борьбы. Двухполосный выброс приманки проводит самолет Ан-2 при ширине полосы 8-9 м с интервалами 16-18 м, а вертолеты при ширине полосы 4-5 м с интервалами 5-6 м. На 1 га расходуется 1,5 кг приманки. Техническая эффективность авиационной обработки бывает выше до появления зеленой растительности, когда суслики лучше находят приманку.
Газация нор . Этот способ борьбы более трудоемкий и применяется в тех местах, где невозможно использовать зерновые приманки. Газацию нор проводят сильнодействующим ядом цианплавом, поэтому необходимо соблюдать все меры предосторожности. Зарядку рабочей посуды ядохимикатом производят на открытом воздухе специально выделенные работники. При затравливании нор необходимо следить, чтобы пары яда уносились ветром в сторону от работающих.
Затравщики идут по полю развернутым фронтом с интервалами 2-3 м. Подойдя к норе, рабочий при помощи мерной ложечки с длинной ручкой забирает из бидона темно-серый порошок цианплава и вводит в наклонную нору ложечку на всю длину рукоятки. В вертикальную же нору порошок высыпают с ложечки. Цианплав применяют в дозировке 6 г на каждую нору. Вертикальные норы затыкают пучками травы или соломы и закапывают, а наклонные норы только прикапывают. Под действием влаги почвы цианплав разлагается и выделяет очень ядовитые пары синильной кислоты.
Дневная производительность рабочего при затравке нор цианплавом составляет 1-3 га.
Вылов сусликов капканами . Этим способом ежегодно вылавливают миллионы сусликов. Шкурки их сдают заготовительным конторам. В первую очередь обрабатывают окраины посевов, дороги, прилегающие к посевам, целинные земли и все площади под многолетними травами.
Обработка проводится бригадами, состоящими от 3 до 12 рабочих-ловцов. За месячный сезон работы на каждого ловца, снабженного 80-120 дуговыми капканами, отводят 200-250 га. Все капканы бригада ежедневно расставляет по норам в одну линию, потом переносит далее на соседние участки. Считаются наиболее удобными для работы капканы № 0, но применяют и капканы № 1. Их выставляют без приманки у жилых нор и хорошо укрепляют с помощью поводка и железного колышка. Высокая эффективность обработки достигается в ранневесенний период до появления молодых сусликов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Небольшой грызун, относящийся к семейству Беличьи. Один из самых крупных представителей этого вида - суслик степной. Фото и описание этого зверька вы можете найти во многих изданиях о животных, но сегодня о нем хотим рассказать и мы.
Внешний вид
Взрослый суслик имеет длину тела от 25 до 37 см. Весит этот зверек до 1,5 кг. Примерно 35% от общей длины тела составляет хвост. Фото степного суслика вы можете увидеть в нашей статье.
Задние лапки этих зверьков несколько длиннее, чем передние. Основное отличие сусликов от других грызунов заключается в форме их ушей: они коротенькие и слегка опущенные вниз. За щеками у сусликов есть так называемые защечные мешки.
Шерсть короткая и густая. Окрас светло-желтый с вкраплениями темных волос. На боках и животе мех более светлый. На хвосте две полоски - светло-желтая с наружной стороны, темно-желтая с внутренней.
Образ жизни
Этот симпатичный зверек живет в полупустынях на западе Казахстана, в степной зоне Нижнего Заволжья. В Средней Азии предпочитает селиться в глинистых полупустынях.
Суслик степной - животное, предпочитающее одиночный образ жизни. При благоприятных условиях плотность проживания грызунов достигает 8 особей на гектар. Колонии животных бывают удалены на несколько десятков, а порой и сотен километров друг от друга. Каждая взрослая особь имеет свой кормовой участок, который она тщательно оберегает.
В России наиболее распространены следующие виды сусликов: большой и малый, а также крапчатый. Также выделяют тонкопалого суслика.
В естественных условиях суслик степной живет 3-4 года. Половая зрелость наступает на втором году жизни.
Жизненный цикл
Суслик степной находится в спячке 9 месяцев в году. В этом смысле он является рекордсменом среди всех животных, впадающих в спячку. Заканчивается этот период в конце февраля. Первыми просыпаются самцы, только после них самки, и лишь потом молодые особи. Сразу же после пробуждения наступает брачный период. Он длится примерно две недели.
Самки вынашивают детенышей 30 дней, маленькие суслики рождаются в апреле-мае. Один выводок может насчитывать от 4 до 14 детенышей. Самка выкармливает потомство немногим больше месяца, затем детеныши покидают мать и начинают самостоятельную жизнь.
Молодые особи начинают рыть для себя нору на свободном кургане, земля там намного мягче, чем на целине. Сначала выкапывается наклонный ход, который затем забивается землей изнутри. Вертикальный ход, который немного не доходит до поверхности земли, сооружается зверьком ближе к наступлению спячки.
Грунт, который суслик степной зоны выбрасывает из нижних слоев на поверхность, очень важен для почвообразования. Многие специалисты уверены, что благодаря степным грызунам и сусликам в том числе, южные районы России богаты черноземом, самым плодородным в мире.
С наступлением жары, когда засыхает основная часть растительности, большинство сусликов переходят с возвышенностей в низины, так как там дольше остается свежим травяной покров. Однако так бывает не во всех регионах. К примеру, в Средней Азии в жаркую погоду суслики впадают в летнюю спячку.
Врагами этих грызунов являются различные хищники, в том числе лисицы, волки, степные орлы, хорьки.
Суслик степной: питание
Данный грызун имеет не слишком разнообразный рацион. Он отдает предпочтение растительным кормам. Как правило, это луковицы и стебли растений, семена и клубни злаковых культур, которых насчитывается более 30 видов. Перед зимней спячкой суслик степной почти весь день проводит в поисках корма. Это необходимо для того, чтобы накопить необходимый запас жира.
Жилище
Живет зверек в норах, которых он сооружает нескольких типов. Бывают постоянные, «спасательные», временные убежища. В постоянных норах зверьки живут зимой, во временных - летом, а предназначение «спасательных» понятно из их названия.
В первых двух типах нор имеются два хода и гнездовая камера. Их глубина может достигать 3 метров в глубину, а протяженность - 7 метров. «Спасательные» норы гораздо меньше по размеру. Это длинный подземный ход, под наклоном. Кроме того, иногда суслик может селиться в норах большой песчанки.
Суслик степной - животное чрезвычайно осторожное и скрытное. При приближении опасности он мгновенно прячется в одной из ближайших нор. Если он отошел далеко от своих убежищ, то ложится на землю и замирает. Благодаря окрасу меха он остается практически незаметным на земле. Если этот прием не сработал, а опасность по-прежнему сохраняется, он издает пронзительный громкий свист, который на какое-то время может дезориентировать неприятеля.
Типичным представителем рода Суслики можно считать Это один из самых мелких зверьков в семействе, длина его не превышает 26 сантиметров.
Крапчатый суслик степной: краткое описание
У него точеная крупная голова, очень подвижная шея. Глаза большие, круглые. Лапки короткие, а передние имеют подвижные длинные пальцы. Особенность крапчатого суслика (впрочем, как и описанных выше зверьков) заключается в том, что у него есть защечные мешки. Они, конечно же, не такие большие и вместительные, как у хомяка. Но за один раз суслик переносит в своих мешках до нескольких десятков луковиц растений.
Окраска тела яркая и пестрая. На спине коричневого цвета разбросаны крупные пятна белого цвета, это и есть крапчатость, от которой пошло название вида. Пятна сливаются на голове и шее, образуя белесую рябь. «Очки» вокруг глаз ярко выделяются на фоне щек. Хвост украшен светлой каймой по самому краю. Крапчатый суслик, в отличие от многих своих сородичей, активен в дневное время. Селится он на лугах и в степях.
Крапчатый суслик основную часть жизни проводит в индивидуальной норе. Зверек чрезвычайно энергичный, но пугливый. Передвигаясь по открытой местности, он становится «столбиком» на задние лапки и озирается по сторонам. Испуганный суслик громким свистом предупреждает соседей об опасности.
Поймать суслика несложно, а вот приучить его к жизни в неволе гораздо труднее. Вряд ли можно надеяться, что этот грызун превратится в покладистого и отзывчивого домашнего питомца. Суслики не привыкают к людям. К тому же их образ жизни не слишком подходит для домашнего содержания. Рано утром они активны, а днем прячутся в норку. К тому же необходимо учитывать, что эти зверьки имеют не очень приятный запах.
Довольно часто содержание сусликов в клетке сокращает срок жизни животных, а иногда приводит к их гибели. В клетке суслики не размножаются. Но если уж вам очень хочется завести этого забавного зверька, то содержать его следует в просторном вольере на свежем воздухе. Единственным видом, который может подойти для домашнего содержания, является тонкопалый суслик. Он отличается своими смешными повадками, которые очень напоминают белку.
Внутри вольера обязательно должно быть укрытие, чтобы ваш питомец мог спокойно впасть в спячку. Пол клетки застелите сеном или соломой, которую надо регулярно менять. Обязательно суслику нужна поилка.
Удивительно, но к жаре хорошо приспособлен суслик степной. Интересные факты сообщают ученые.
- Этим грызунам не страшны перепады температуры тела до десяти градусов. Для сравнения, следует вспомнить, что человек чувствует недомогание при изменении температуры тела на полградуса. Избежать теплового удара этим животным помогает привычка сидеть столбиком: голова находится в удалении от раскаленной почвы. Но долго на жаре они не бывают. Выручают прохлада нор и редкая тень.
- Суслик, обитатель степей, за лето поедает более 16 килограммов травы и зерна.
- Малый суслик - наиболее вредный грызун. Он портит пастбища, уничтожает ценные кормовые растения. В районах интенсивного земледелия этих грызунов истребляют.
- Борьба с ними сберегает урожай, дает большое количество шкурок. Нельзя не сказать о том, что суслики могут быть переносчиками опасных болезней (чумы, бруцеллеза и др.).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние…Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, перерабатывается научной мыслью социального человека»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________
____________________________________
11. Памятник природы это
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вопросы образовательной акции «Экологический диктант»
1. Кем и когда был введен термин «Экология»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите 4 закона (аксиомы), которые в 1974 году сформулировал Б. Коммонер
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Кому принадлежит данное высказывание и о чем оно?
« Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние…Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние, перерабатывается научной мыслью социального человека»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Может ли избыток территории, на которой живет популяция, послужить помехой для роста ее численности? С какими популяциями это может произойти?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Акклиматизация, с экологической точки зрения, – очень опасный процесс. Что же в нем опасного для самого привезенного на новое местожительство организма?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое инвазивный вид? Приведите примеры таких видов на Байкале.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Почему суслики селятся на нарушенных биотопах?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какое самое распространенное вещество в биосфере?
_______________________________________________________________________________
9. Система повторных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием естественных и антропогенных факторов называется
_________________________________________________________
10. Сколько заказников регионального значения в Бурятии?
____________________________________
11. Памятник природы это
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Перечислите особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения вокруг Байкала
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Как называется единственный природный парк в Бурятии?
____________________________________________________________________________________
14. Какая рыба в Байкале самая крупная?
________________________________________________________________________________
15. Озеро Байкал находится под защитой международной межправительственной организации, специализированного учреждения ООН. Как она называется?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Байкал – единственный пресный водоем, где обнаружены газогидраты. Что это такое, и какое значение они имеют для будущего?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. В литературе о Байкале употребляются словосочетания «Байкальский регион» и «Байкальская природная территория». Что подразумевается под этими терминами?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Какой газ растворен во всей толще байкальской воды до самого дна?
___________________________________________________________
19. Какие особенности роста и развития характерны для растений, произрастающих вокруг Байкала?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. В чем причина ярко выраженного локального эндемизма фауны Ушканьих островов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Когда и кто впервые изобразил Байкал на карте?
________________________________________________________________________________________________________________________
22. Что являлось предметом изучения экспедиции Г.Г.Доппельмаира, и чем завершилась эта экспедиция? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Границы, какой ООПТ в Республике Бурятия полностью совпадают с административными границами района?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сколько районов Республики Бурятия расположено в центральной экологической зоне Байкальской природной территории?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое ведомство в Республики Бурятия создано для функционирования ООПТ регионального значения?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________